Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефтепроводы заморозят

Нефтепроводы заморозят

России не удается решить проблему пробок в черноморских проливах: строительство трубопровода Бургас — Александруполис под вопросом из-за нерасторопности Болгарии, переговоры по проекту Самсун — Джейхан заморожены из-за нежелания Турции предоставить свою территорию для строительства «Южного потока»

Россия осенью может заморозить переговоры по строительству нефтепровода Бургас — Александруполис, по похожему проекту Самсун — Джейхан переговоры уже приостановлены, заявил в пятницу вице-президент «Транснефти» Михаил Барков (цитаты по «Интерфаксу»).

Обе трубы задумывались как альтернатива танкерным поставкам через Босфор и Дарданеллы. Проливы перегружены, турецкий премьер Реджеп Тайип Эрдоган говорил, что Турция намерена к 2023 г. построить канал-дублер Стамбульский.

Россия, Греция и Болгария договорились построить трубопровод Бургас — Александруполис в 1995 г., но межправительственное соглашение было заключено только в 2007 г. Оператор — Trans-Balkan Pipeline B. V. (51% у России, оставшееся поровну у Греции и Болгарии). Учредители российского участника — «Транснефть» (33,34%), «Роснефть» и «Газпром нефть» (по 33,33%). «Транснефть» ранее оценивала стоимость проекта в 1 млрд евро.

Труба длиной около 300 км должна соединить болгарский порт Бургас и греческий Александруполис, ее проектная мощность — 35 млн т с возможностью расширения до 50 млн т. В 2009 г. сменившееся болгарское правительство усомнилось в экологической безопасности проекта и с тех пор неоднократно откладывало рассмотрение результатов экспертизы. Болгария не погашает долг по проекту (на начало года — 7,3 млн евро, долг Греции был 129 млн евро. — «Ведомости») и не участвует в финансировании, все обеспечивает российская сторона, сетовал ранее Барков. В конце августа София отложила рассмотрение экологического обоснования до конца октября, сообщал представитель болгарского министерства энергетики и охраны окружающей среды (связаться с ним не удалось). Судя по заявлениям властей страны, решение будет отрицательным и после этого будет включен «спящий режим», уточнил Барков «Ведомостям». Россия не намерена полностью отказываться от проекта, подчеркнул он. По его словам, это интересный проект, одобренный ЕС (по «Инерфаксу»). Представители «Роснефти» и «Газпром нефти» от комментариев отказались. Россия готова и в дальнейшем выполнять свои обязательства по проекту Бургас — Александруполис, чего нельзя сказать о болгарской стороне, подтверждает пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков, пока продолжать переговоры невозможно.

Запасным вариантом был нефтепровод Самсун — Джейхан: с севера на юг Турции, длина — около 550 км, проектная мощность — 50 млн т, участники — итальянская Eni и турецкая Сalik (по 50%). В 2009 г., когда начались проблемы с Болгарией, «Роснефть» и «Транснефть» подписали меморандум о взаимопонимании с участниками проекта. С тех пор шли переговоры о присоединении России. «Транснефть» оценивала проект в $4 млрд. При этом в мае 2010 г. во время визита президента Дмитрия Медведева в Турцию вице-премьер Игорь Сечин обещал, что Россия вложит $3 млрд.

Сейчас переговоры фактически прекратились, поскольку Турция не дает нормального экономического обоснования, говорит Барков. Стоимость транспортировки тонны нефти составит $19-20, а перевозка по проливам обходится в $6-8, привел он оценки, пока проект экономически нецелесообразен. Турция может сделать его рентабельным, а сейчас трубопровод выигрышен только при аварийных ситуациях в проливах, добавил Барков. Необходимо дополнительно проанализировать экономическую целесообразность Самсун — Джейхан, замечает Песков. Получить комментарии минэнерго Турции не удалось.

Оба нефтепровода одновременно не нужны, уверен гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов: это конкурирующие проекты. Согласие России присоединиться к строительству Самсун — Джейхан и возможный отказ от него могут быть связаны с переговорами по другому масштабному энергетическому проекту, считают эксперты. В обмен Москва надеялась заручиться согласием Турции на прокладку по ее территории газопровода «Южный поток», замечает Симонов, но Анкара тянет с решением. Это подтверждают и в правительстве. Россия согласилась обсуждать возможность вхождения в проект Самсун — Джейхан, но Турция не выполняет юридических обязательств по «Южному потоку», говорит Песков.

Один из нефтепроводов все же будет построен, считает аналитик Банка Москвы Денис Борисов, проливы действительно перегружены, особенно в зимний период. Впрочем, отказ от обоих проектов на российском экспорте никак не скажется, говорит Борисов: сейчас нефтяникам есть из чего выбрать благодаря ВСТО-2 и БТС-2.

Автор: Маргарита Лютова

Источник: Ведомости, 05.09.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики