Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > На Северном Кавказе доступность топлива оказалась самой низкой в РФ

На Северном Кавказе доступность топлива оказалась самой низкой в РФ

В России с 1 марта ввели временный запрет на экспорт бензина - на шесть месяцев. Такое решение было принято правительством страны для насыщения внутреннего рынка. Одновременно на минувшей неделе эксперты провели исследование доступности автомобильного топлива в регионах РФ для людей. Его результаты показали, что больше всего бензина на свои среднемесячные зарплаты могут купить жители Ямало-Ненецкого АО, меньше всего - жители Северного Кавказа.

Экспертизу проводило агентство РИА Рейтинг. Сразу стоит отметить, что итоги исследования показали прямую взаимосвязь уровня зарплат в регионах и доступности топлива. Например, первое место в рейтинге занял Ямало-Ненецкий АО, а второе - Москва, то есть субъект и мегаполис, у жителей которых традиционно самые высокие доходы.

Ставропольский край разместился аж на 72-м месте, и на среднемесячную зарплату тут можно купить 776 литров АИ-92 (сравните с Ямало-Ненецким АО, где местный житель на свою зарплату может купить 2589 литров топлива). Другие регионы СКФО заняли строчки ниже. На 79-й - Северная Осетия (здесь на среднемесячную зарплату можно купить 693 литра бензина). На 81-м месте - КЧР (668 литров топлива), а следом за ней идет КБР (666 литров АИ-92). На 83-й строчке общероссийского рейтинга разместилась Чечня (тут среднестатистический местный житель способен приобрести 660 литров топлива). В Дагестане этот показатель равен уже 647 литрам бензина, и республика занимает 84-ю строчку. На последнем, 85-м месте в исследовании находится Ингушетия с показателем 598 литров топлива, которые способен купить человек за месяц.

Однако не только среднемесячные доходы населения определяют доступность топлива в регионе. Например, поражает разброс цен на один и тот же бензин марки АИ-92 в разных субъектах. Причем если в северном Ямало-Ненецком округе он стоит 48,4 рубля за литр, а в Москве 50,9 рубля за литр, то в южных регионах Северного Кавказа (где, казалось бы, благодаря теплому климату логистика более дешевая) цена топлива с легкостью переступает порог в 51 рубль за литр. 

Со стремительным ростом цен на бензин страна уже столкнулась осенью 2023 года. Тогда правительство России тоже ввело запрет на экспорт топлива.

- На сегодняшний день мы оцениваем запрет экспорта бензина положительно, - комментирует ситуацию аналитик ФГ "Финам" Николай Дудченко. - Это поможет в стабилизации российского топливного рынка. Между тем предложение в настоящее время и так превышает объем внутреннего спроса не менее чем на 10 процентов. Александр Новак сообщил, что запрет экспорта бензина введен по причине роста спроса на внутреннем рынке из-за летних отпусков, периода весенних полевых работ и плановых ремонтов на НПЗ. 

По мнению эксперта, сейчас рост цен на топливо нельзя назвать критическим. Но в то же время стоит отметить, что оптовая цена на 95-й бензин с 1 января 2024 года по 26 февраля 2024 года выросла на 30 процентов.

- При этом розничные цены на 95-й и на ДТ в среднем увеличились за полтора месяца всего на 0,6 процента. После появления информации о запрете экспорта бензина оптовые цены на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) начали постепенно снижаться, - резюмирует Николай Дудченко.

Соответственно, цены на топливо пойдут вниз и в регионах, однако какого-то запредельно сильного снижения эксперты не ожидают. Доступность топлива в субъектах РФ, по всей видимости, также сохранится на прежнем уровне.

Мнение

Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ:

- Показательно, что запрет коснулся именно бензина. Потому что в России лишь 10 процентов производимого бензина уходит на экспорт, остальное потребляется внутри страны. Но примерно с середины апреля начинается активный автомобильный сезон, потребление топлива резко возрастает. Поэтому, если предположить, что потребление возрастет, а размеры существующего экспорта сохранятся, в России действительно может возникнуть дефицит топлива.

Автор: Юрий Гень

Источник: Российская газета - Экономика Северного Кавказа, 05.03.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики