Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Китайские грабли «Транснефти»

Китайские грабли «Транснефти»

Продолжаются упорные переговоры между «Транснефтью» и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией по формуле цены на российскую нефть. Стороны не могут прийти к компромиссу. Китай отказывается признавать справедливость записанных ценовых формул, т.е. фактически ведет себя немножко «по-украински». Правда, контракт с Украиной опубликован в сети и с ним можно ознакомиться, а вот китайский контракт – великая тайна за семью печатями.

Ситуация с Пекином четко показывает, что новые рынки для России не должны являться самоцелью. Нет такой задачи: обязательно найти новый рынок сбыта и поставить туда наш газ. Как с Северной Кореей. Вот нет такой задачи – обязательно газифицировать КНДР, если мы понимаем, что она за газ платить не способна.

Самый главный вопрос: сколько мы будем получать за поставки наших энергоносителей и какая за это будет цена. В этом плане идея равнодоходности поставок в Китай по отношению с европейским рынком была логична. Но, к сожалению, Россия пошла другим путем. Прошло чуть более полугода с момента вступления в действие контракта по поставкам российского газа в Поднебесную, а мы уже испытываем первые сложности. А почему так получилось? Да потому что это такая тактика у нас – захватить плацдарм, а дальше уже разбираться. С Китаем такие вещи не действуют, к сожалению. В нашей энергетической политике в отношении этой страны надо придерживаться очень четких принципов. Как раз один из этих принципов – понимание того, что с поставок в КНР мы должны получать абсолютно такие же дивиденды, как и с поставок в Европу. Это касается и нефтяных дел, и газовых.

Не стоит поддаваться на известные китайские пропагандистские штучки, типа, «ой, у нас и нефти полно… и газа полно… у нас тут всего хватает, вы нам вообще не особо-то и нужны …». На самом деле, и по ценам мы видим, что СПГ на спотовом рынке сегодня обходится Пекину более чем в 450 долларов за тысячу кубов. Т.е. очень дорого. И когда Китай покупает газ в Туркмении по 120-140 долларов – это вопрос политической слабости Туркмении. Можно, конечно, поступить, как Ашхабад: «Возьмите у нас газ, нам бы только на ваш рынок выйти, а вы нам хоть что-нибудь заплатите». Но это путь неразумный. Надо понимать, что газ - востребованное топливо, надо четко осознавать общую ситуацию на мировом рынке энергоносителей. И не стоит поддаваться на провокативные выступления, когда нам говорят: «Ой, вы потеряете рынок Китая! Давайте быстрее! Несите свои дары, ну а по ценам потом, ребятки, договоримся». Вот уже разок мы наступили на эти китайские грабли, и надо, конечно, проявлять достаточно серьезную степень осторожности и внимания впредь.

И второй очень важный момент связан с тем, что Пекин, безусловно, выражает интерес к разработке восточносибирских месторождений. Тут логика-то понятна. Думаю, что следовало бы связать, на самом деле, вопрос поставки и нефти, и газа в Китай как раз с темпами освоения Восточной Сибири. Ведь сегодня мы поставляем туда вовсе не восточносибирскую нефть, а нефть из Западной Сибири, которая уже имела рынок сбыта. И по газу мы предлагаем проект «Алтай», который ведет с Надым-Пуртазовского района ЯНАО, месторождения которого – Уренгой, Ямбург – уже имеют готовый рынок сбыта в Европе. Зачем же мы предлагаем то, что есть в Западной Сибири? Это совершенно неразумный с экономической точки зрения подход, который, кстати, дает дополнительный аргумент Китаю по вопросу цены.

Теперь дело, по-видимому, продолжится в суде. Важно извлечь урок: не надо спешить, не надо паниковать, не надо подписывать документы, не изучив их внимательно - что там написано, какие там коэффициенты прописаны, потому что потом, как говорил премьер-министр, замучаетесь пыль глотать, бегая по судам. Вот это, к сожалению, и может произойти.  

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Опубликовано: Эксперт, 16.09.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики