Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Тарифный душ на голову избирателей

Тарифный душ на голову избирателей

Расходы граждан на оплату коммунальных услуг в России значительно превышают среднеевропейский уровень. Если в Евросоюзе доля платежей за ЖКХ составляет в потребительских расходах около 8%, то в России значительно больше – примерно 10%. Такие сенсационные данные, опровергающие миф о дешевизне воды и энергии в России, опубликовало вчера Минэкономразвития. Самое тяжелое коммунальное бремя – 20% всех потребительских расходов – несут сегодня жители Латвии, Литвы и Эстонии. Однако по величине «коммунального налога» Россия вскоре может обогнать и эти неблагополучные страны. Российское правительство запланировало опережающий рост монопольных тарифов по крайней мере вплоть до 2014 года.

Правительство окончательно отказалось от замораживания монопольных тарифов и объявило о следующем трехлетнем подорожании. На инвестиционном форуме в Сочи премьер Владимир Путин и глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина рассказали о планах ежегодного повышения тарифов на электроэнергию и газ для населения в 2012–2014 годах на 10–12% и на 15% соответственно. По мнению экспертов, ситуация в предвыборный период будет меняться и данные ранее обещания будут довольно легко меняться в угоду монополиям.

Между тем вчера Минэкономразвития опубликовало на своем сайте сенсационные данные о размере коммунального налога в России. Оказывается, российские граждане платят за услуги ЖКХ значительно больше среднестатистического жителя Евросоюза. Если в Евросоюзе доля платежей за ЖКХ составляет в потребительских расходах около 8%, то в России значительно больше – примерно 10%. Для сравнения – во Франции, Германии и Италии оплата коммунальных услуг в совокупных потребительских расходах составляет от 7% до 9%. Таким образом, наши граждане платят за воду, отопление, электроэнергию и уборку мусора заметно больше европейцев. При этом никаких перспектив вернуться на среднеевропейский уровень коммунального налога у россиян нет.

«Минэкономразвития РФ предлагает индексировать тарифы на электроэнергию для населения в 2013–2014 годах на 10–12% ежегодно, на газ – на 15% с повышением с 1 июля, на грузовые железнодорожные перевозки – на 5,5% в 2013 году и на 5% в 2014 году с повышением с 1 января, – сообщила в пятницу глава ведомства Эльвира Набиуллина в кулуарах инвестфорума в Сочи. – В 2012 году рост тарифов на электроэнергию составит 6% для населения с 1 июля, в среднегодовом исчислении 3%, далее – 10–12%, чтобы сократить перекрестное субсидирование. По сетевикам в 2012 году – 11% с июля (среднегодовое повышение – 5,5%), в 2013–2014 годах – 9–10%», – сказала министр.

По ее словам, по газу ее министерство предлагает индексацию тарифов на 15% не только в 2012 году, но и в 2013–2014 годах, по грузовым перевозкам – в 2012 году на 6%, в 2013 году на 5,5%, в 2014 году на 5%.

Отвечая на вопрос, не придется ли компаниям сокращать свои инвестпрограммы, поскольку рост тарифов будет меньше, чем они рассчитывали, Набиуллина отметила: «Мы не хотим, и мы имеем возможность не сокращать инвестпрограммы. Для компаний мы предлагаем, кроме тарифов, больше заимствовать». Кроме того, полагает она, проекты могут быть так структурированы, чтобы привлечь инвесторов со стороны.

По словам премьер-министра Путина, правительством принято следующее решение: тарифы на тепло- и электроэнергию вырастут по году не более чем на уровень инфляции, «и начало этого роста мы планируем не с 1 января (как обычно делали до сих пор), а с 1 июля с тем, чтобы с начала года не подталкивать инфляционные ожидания. «На газ мы планируем поднять тарифы на 15% по году – общий объем роста, но тоже с 1 июля следующего года, а не с 1 января, как раньше», – уточнила премьер.

Напомним, что в конце августа Минэкономразвития пересмотрело прогнозные показатели. Ведомство оставило без изменений прогноз роста потребительских цен на следующие два года: 5–6% – на 2012 год и 4,5–5,5% – на 2013 год. А вот ожидаемый уровень инфляции-2014, наоборот, был скорректирован в сторону увеличения – с нынешних 4–5% до 4,5–5,5%.

Комментируя последние заявления чиновников, опрошенные «НГ» эксперты отметили, что власти, постоянно пересматривая тарифы и их ограничители, запутывают население и готовят его к росту цен после выборов.

«Чиновники традиционно закладывают тарифы в несколько раз выше уровня инфляции, тем самым ее только разгоняя. Этим самым власти поощряют аппетиты естественных монополий. Потому что никаких объективных предпосылок для роста тарифов нет», – считает член комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева.

Планы Минэкономразвития по росту тарифов превышают почти в два раза первоначальные предположения – отмечает директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. «Умеренными» эти планы назвать язык просто не поворачивается, – отмечает он. – Понятно, что сейчас перед властями стоит задача – пройти выборы. Но чтобы так явно обозначить грядущее за ними повышение – это лихо, так делать нельзя».

Впрочем, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Александр Пасечник считает, что делать скоропалительные выводы пока еще рано. «Учитывая российские реалии, особо беспокоиться пока не стоит, – считает он. – Тем более что все планы могут быть еще несколько раз пересмотрены».

Автор: Сергей Куликов

Источник: Независимая газета, 20.09.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики