Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Тарифный душ на голову избирателей

Тарифный душ на голову избирателей

Расходы граждан на оплату коммунальных услуг в России значительно превышают среднеевропейский уровень. Если в Евросоюзе доля платежей за ЖКХ составляет в потребительских расходах около 8%, то в России значительно больше – примерно 10%. Такие сенсационные данные, опровергающие миф о дешевизне воды и энергии в России, опубликовало вчера Минэкономразвития. Самое тяжелое коммунальное бремя – 20% всех потребительских расходов – несут сегодня жители Латвии, Литвы и Эстонии. Однако по величине «коммунального налога» Россия вскоре может обогнать и эти неблагополучные страны. Российское правительство запланировало опережающий рост монопольных тарифов по крайней мере вплоть до 2014 года.

Правительство окончательно отказалось от замораживания монопольных тарифов и объявило о следующем трехлетнем подорожании. На инвестиционном форуме в Сочи премьер Владимир Путин и глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина рассказали о планах ежегодного повышения тарифов на электроэнергию и газ для населения в 2012–2014 годах на 10–12% и на 15% соответственно. По мнению экспертов, ситуация в предвыборный период будет меняться и данные ранее обещания будут довольно легко меняться в угоду монополиям.

Между тем вчера Минэкономразвития опубликовало на своем сайте сенсационные данные о размере коммунального налога в России. Оказывается, российские граждане платят за услуги ЖКХ значительно больше среднестатистического жителя Евросоюза. Если в Евросоюзе доля платежей за ЖКХ составляет в потребительских расходах около 8%, то в России значительно больше – примерно 10%. Для сравнения – во Франции, Германии и Италии оплата коммунальных услуг в совокупных потребительских расходах составляет от 7% до 9%. Таким образом, наши граждане платят за воду, отопление, электроэнергию и уборку мусора заметно больше европейцев. При этом никаких перспектив вернуться на среднеевропейский уровень коммунального налога у россиян нет.

«Минэкономразвития РФ предлагает индексировать тарифы на электроэнергию для населения в 2013–2014 годах на 10–12% ежегодно, на газ – на 15% с повышением с 1 июля, на грузовые железнодорожные перевозки – на 5,5% в 2013 году и на 5% в 2014 году с повышением с 1 января, – сообщила в пятницу глава ведомства Эльвира Набиуллина в кулуарах инвестфорума в Сочи. – В 2012 году рост тарифов на электроэнергию составит 6% для населения с 1 июля, в среднегодовом исчислении 3%, далее – 10–12%, чтобы сократить перекрестное субсидирование. По сетевикам в 2012 году – 11% с июля (среднегодовое повышение – 5,5%), в 2013–2014 годах – 9–10%», – сказала министр.

По ее словам, по газу ее министерство предлагает индексацию тарифов на 15% не только в 2012 году, но и в 2013–2014 годах, по грузовым перевозкам – в 2012 году на 6%, в 2013 году на 5,5%, в 2014 году на 5%.

Отвечая на вопрос, не придется ли компаниям сокращать свои инвестпрограммы, поскольку рост тарифов будет меньше, чем они рассчитывали, Набиуллина отметила: «Мы не хотим, и мы имеем возможность не сокращать инвестпрограммы. Для компаний мы предлагаем, кроме тарифов, больше заимствовать». Кроме того, полагает она, проекты могут быть так структурированы, чтобы привлечь инвесторов со стороны.

По словам премьер-министра Путина, правительством принято следующее решение: тарифы на тепло- и электроэнергию вырастут по году не более чем на уровень инфляции, «и начало этого роста мы планируем не с 1 января (как обычно делали до сих пор), а с 1 июля с тем, чтобы с начала года не подталкивать инфляционные ожидания. «На газ мы планируем поднять тарифы на 15% по году – общий объем роста, но тоже с 1 июля следующего года, а не с 1 января, как раньше», – уточнила премьер.

Напомним, что в конце августа Минэкономразвития пересмотрело прогнозные показатели. Ведомство оставило без изменений прогноз роста потребительских цен на следующие два года: 5–6% – на 2012 год и 4,5–5,5% – на 2013 год. А вот ожидаемый уровень инфляции-2014, наоборот, был скорректирован в сторону увеличения – с нынешних 4–5% до 4,5–5,5%.

Комментируя последние заявления чиновников, опрошенные «НГ» эксперты отметили, что власти, постоянно пересматривая тарифы и их ограничители, запутывают население и готовят его к росту цен после выборов.

«Чиновники традиционно закладывают тарифы в несколько раз выше уровня инфляции, тем самым ее только разгоняя. Этим самым власти поощряют аппетиты естественных монополий. Потому что никаких объективных предпосылок для роста тарифов нет», – считает член комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева.

Планы Минэкономразвития по росту тарифов превышают почти в два раза первоначальные предположения – отмечает директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. «Умеренными» эти планы назвать язык просто не поворачивается, – отмечает он. – Понятно, что сейчас перед властями стоит задача – пройти выборы. Но чтобы так явно обозначить грядущее за ними повышение – это лихо, так делать нельзя».

Впрочем, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Александр Пасечник считает, что делать скоропалительные выводы пока еще рано. «Учитывая российские реалии, особо беспокоиться пока не стоит, – считает он. – Тем более что все планы могут быть еще несколько раз пересмотрены».

Автор: Сергей Куликов

Источник: Независимая газета, 20.09.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики