Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефтегазовые потоки на Запад и на Восток

Нефтегазовые потоки на Запад и на Восток

Строительство «Северного» и «Южного потока», а также газопровода «Алтай» обойдется в 1243 млрд руб.

Стройка

По замыслу властей, строительство новых газо- и нефтепроводов в Европу должно снизить зависимость от стран-транзитеров.

В начале сентября был запущен газопровод «Северный поток», который соединяет балтийское побережье России с Германией. Посредством этого трубопровода газ будет доставляться в Германию, Великобританию, Нидерланды, Францию, Данию.

Мощность первой линии газопровода — 27,5 млрд кубометров. В дальнейшем, когда будет проложена вторая нитка газопровода, мощность газопровода увеличится до 55 млрд кубометров. Газпром оценил строительство «Северного потока» в 7,5 млрд евро (307,5 млрд руб).

Собрат «Северного потока», подвергшийся острой критике Еврокомиссии, газопровод «Южный поток» пройдет по черноморскому побережью к берегам Болгарии через территориальные воды России, Турции и Болгарии, в обход Украины. Последняя неоднократно выступала против новых планов, так как через ее территорию в Европу идет более половины всего транзита российского топлива.

Протяженность морского участка газопровода составит 900 км, максимальная глубина — более 2 км. Проектная мощность «Южного потока» — 63 млрд кубометров. Варианты прохождения трубопровода на наземном участке еще обсуждаются. Стоимость строительства морского участка газопровода ориентировочно составит около 15,5 млрд евро (35,5 млрд руб.).

«Южный поток» будет состоять из четырех ниток по 15,57 млрд кубометров каждая. Первая должна быть введена в эксплуатацию 30 декабря 2015 г. В год будет вводиться по одной нитке, на полную мощность «поток» выйдет в 2018 г.

Один из важнейших рынков для российских углеводородов — Китай. Для поставок туда газа строится трубопровод «Алтай» протяженностью около 2 600 км. Мощность составит 30 млрд кубометров. Согласно достигнутым договоренностям, срок действия контракта составит 30 лет. На строительство будет затрачено не менее 10 млрд долл. (300 млрд руб.).

 

За

Генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов считает, что Россия строит трубопроводы не от хорошей жизни: «Если мы не будем строить „Северный“ и „Южный поток“, окажемся в очень сильной зависимости от Украины. А Украина — это государство, которое, как мы видим, уже научилось пользоваться этими возможностями. Если бы мы имели совершенно четкие гарантии транзита через Украину и Белоруссию, может быть, вопрос бы так и не стоял. Но теперь этот вопрос стоит так: этот газ вообще может быть не доставлен до европейского потребителя».

Украина создает колоссальные риски и не идет ни на какие уступки. «Вы постоянно находитесь в зоне нестабильности, в любой момент Украина этот контракт может разорвать», — описывает проблемы, которые решает появление газопроводов, К.Симонов.

«Если мы посмотрим стоимость морской части „Северного потока“, километр морской трубы вполне сопоставим с европейскими ценами. Если мы говорим, что вообще труба в целом дорого обходится — да, действительно дорого, я не спорю с этим. Проект достаточно дорогой, если добавить еще и сухопутную часть. Но альтернатива-то какая? Между прочим, одна только „газовая война“ с Украиной в январе 2009 г. принесла Газпрому несколько миллиардов долларов прямых убытков. Вот и посмотрим, что такое дорого», — не видит иных выходов гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности.

Против

Однако с эффективностью подобной стратегии не согласен бывший замминистра энергетики Владимир Милов. «Если посмотреть на мировой газовый рынок, вы увидите, что таких крупных газопроводов в последнее время строилось не очень много, намного более быстрыми темпами развивалось производство сжиженного природного газа, который танкерами возят из добывающих стран в страны-потребители. И это неудивительно, потому что это дает необходимую маневренность. Если газопровод замкнут только на одну территорию, куда он может доставить газ, то с танкером ситуация совсем другая. Если что-то со спросом нехорошее, можно в другое место увезти», — объяснил преимущества эксперт.

«У нас была своя история, когда мы собирались строить две нитки газопровода „Голубой поток“ через Черное море в Турцию, и в итоге построили только одну. Она была долгое время меньше чем наполовину наполнена, сейчас тоже не заполнена полностью, и от строительства второй нитки, скорее всего, будут отказываться. Проблема таких больших газопроводов в том, что они слишком негибкие с точки зрения возможной динамики спроса на тех рынках, куда мы поставляем газ. Мы, грубо говоря, зарываем миллиарды долларов в землю, а потом эти газопроводы могут оказаться просто никому не нужны», — предположил В.Милов.

Кроме того, в России строительство газопроводов стоит дороже, чем строительство аналогичных трубопроводов в других странах. «Это происходило и при строительстве Голубого потока, и сейчас по „Северному“ и „Южному потокам“ расценки космические. Возникает вопрос: надо ли тратить такие огромные деньги на такие рискованные проекты. Не эффективней ли вложиться в развитие производства сжиженного природного газа, вместо того чтобы все это закапывать в дорогостоящие трубы», — рассуждает специалист.

Между тем проблемы, которые могут возникнуть, будет оплачивать конечный потребитель. «Компания, которая будет эксплуатировать „Северный поток“, очень хорошо устроилась. В течение 32 лет она будет получать от Газпрома гарантированный повышенный тариф, который должен окупить инвестиции, и уровень этого тарифа намного выше, чем ставки, по которым сегодня Газпром прокачивает газ через Украину и другие транзитные страны. И это все работает на условиях „транспортируй или плати“, то есть даже если труба будет пустая, если не будет объемов для прокачки по этому газопроводу, компания-оператор трубы все равно получит деньги, как если бы транспортировка осуществлялась. Поэтому для Газпрома это невыгодно. Даже если труба будет не нужна, он в любом случае заплатит много денег компании Nord Stream AG, оператору трубопровода. И в результате все дополнительные издержки будут выплачивать российские потребители. Вы знаете, как у нас в последние годы увеличиваются внутренние цены на газ. По плану правительства, они продолжат расти», — подвел итог В.Милов.

Источник: РБК, 20.09.2011

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики