Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Турецкие риски для ЕС и РФ

Турецкие риски для ЕС и РФ

В последние годы Турция стала претендовать на роль главного регионального газового «диспетчера», управляющего важнейшими транзитными потоками. Амбиции Анкары имели под собой вполне серьезные материальные основания, ведь практически все недавно реализованные трубопроводные проекты, как и запланированные на будущее, проходят через территорию Турции (либо по ее исключительной экономической зоне в Черном море). Это касается как проектов, инициированных или поддержанных Россией (Blue Stream, South Stream, Самсун-Джейхан), так и инициированных Евросоюзом (трубы Баку-Тбилиси-Джейхан, Баку-Тбилиси-Эрзерум, Nabucco и иные проекты в рамках «Южного транспортного коридора»).

Увлекшись борьбой друг с другом, Россия и ЕС (при поддержке США) фактически сами дали турецкой стороне все карты в руки и ускорили реализацию зревшей несколько лет концепции «неоосманизма». Суть этой идеологии заключается в придании Турции статуса главной региональной сверхдержавы, которая должна иметь преобладающее влияние на всех территориях, ранее входивших в Османскую империю (арабских, кавказских, балканских). Нынешний правящий в Турции умеренно-исламистский триумвират (премьер Эрдоган, президент Гюль и министр иностранных дел Довутоглу) представляет собой людей более чем амбициозных в аспектах геоэкономики и геополитики.

Отметим хотя бы недавние жесткие требования Анкары к Европе не допустить председательства Кипра в ЕС или требования Эрдогана к правительству Германии обеспечить для детей турецкой общины страны изучение турецкого языка в немецких школах как первого и главного. Отметим и до сих пор не выданное России (несмотря на многочисленные обещания) разрешение на прокладку труб South Stream в исключительной экономической зоне Турции в Черном море. Существуют и сомнения относительно выгоды для России контракта по строительству АЭС в Турции, окупаемость которой затянется в лучшем случае на десятилетие. Не бесспорен, мягко говоря, и проект нефтепровода Самсун-Джейхан, который не дает возможности российскому нефтяному экспорту на южном направлении миновать турецкую территорию (для чего ранее задумывался проект Бургас-Александруполис). Все эти моменты заставляют еще раз задуматься в том, насколько в долгосрочном плане оправданы попытки ЕС и РФ строить свои энергетические стратегии, предполагающие все большую зависимость от политических настроений в Анкаре.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается
Американский сланец: жизнь в эпоху Трампа
Новый американский президент четко обозначил свои приоритеты в области энергетики, назвав ВИЭ пустой тратой денег и открыто сделав ставку на углеводороды. Это отличная новость для американских сланцевых компаний, как и существенный рост нефтяных цен на мировом рынке в 2017 и особенно в начале 2018 годов. Всем интересно, сколько нефти США на самом деле способны добывать. А ведь есть еще тема сланцевого газа. Соединенные Штаты слишком агрессивно рекламируют резкий рост производства СПГ, что невозможно без существенного увеличения добычи газа – опять же сланцевого.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2017 году и перспективы 2018 года

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики