Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Турецкие риски для ЕС и РФ

Турецкие риски для ЕС и РФ

В последние годы Турция стала претендовать на роль главного регионального газового «диспетчера», управляющего важнейшими транзитными потоками. Амбиции Анкары имели под собой вполне серьезные материальные основания, ведь практически все недавно реализованные трубопроводные проекты, как и запланированные на будущее, проходят через территорию Турции (либо по ее исключительной экономической зоне в Черном море). Это касается как проектов, инициированных или поддержанных Россией (Blue Stream, South Stream, Самсун-Джейхан), так и инициированных Евросоюзом (трубы Баку-Тбилиси-Джейхан, Баку-Тбилиси-Эрзерум, Nabucco и иные проекты в рамках «Южного транспортного коридора»).

Увлекшись борьбой друг с другом, Россия и ЕС (при поддержке США) фактически сами дали турецкой стороне все карты в руки и ускорили реализацию зревшей несколько лет концепции «неоосманизма». Суть этой идеологии заключается в придании Турции статуса главной региональной сверхдержавы, которая должна иметь преобладающее влияние на всех территориях, ранее входивших в Османскую империю (арабских, кавказских, балканских). Нынешний правящий в Турции умеренно-исламистский триумвират (премьер Эрдоган, президент Гюль и министр иностранных дел Довутоглу) представляет собой людей более чем амбициозных в аспектах геоэкономики и геополитики.

Отметим хотя бы недавние жесткие требования Анкары к Европе не допустить председательства Кипра в ЕС или требования Эрдогана к правительству Германии обеспечить для детей турецкой общины страны изучение турецкого языка в немецких школах как первого и главного. Отметим и до сих пор не выданное России (несмотря на многочисленные обещания) разрешение на прокладку труб South Stream в исключительной экономической зоне Турции в Черном море. Существуют и сомнения относительно выгоды для России контракта по строительству АЭС в Турции, окупаемость которой затянется в лучшем случае на десятилетие. Не бесспорен, мягко говоря, и проект нефтепровода Самсун-Джейхан, который не дает возможности российскому нефтяному экспорту на южном направлении миновать турецкую территорию (для чего ранее задумывался проект Бургас-Александруполис). Все эти моменты заставляют еще раз задуматься в том, насколько в долгосрочном плане оправданы попытки ЕС и РФ строить свои энергетические стратегии, предполагающие все большую зависимость от политических настроений в Анкаре.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Три года под санкциями: как они повлияли на российский ТЭК?
Время летит быстро – прошли уже три года с весны 2014 года, когда Крым вернулся в состав РФ. Практически сразу против России были введены санкции, которые напрямую затронули нефтегазовый комплекс – основную отрасль российской экономики. Уже можно подвести первые итоги – как российский нефтегаз приспособился к санкционному режиму, насколько фатальными оказались его потери и как санкции повлияли на решимость иностранных компаний работать в России.
Рынок Азии: потенциал российского нефтегазового экспорта на восток
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2016 году и перспективы 2017 года
«Газпром»: Голиаф сдаваться не намерен
Противоречия между основными игроками на газовом рынке в России продолжают накапливаться – депрессия на стороне спроса и наращивание предложения независимых производителей ограничивают добычу «Газпрома» и делают конкуренцию за платежеспособных потребителей острее, создавая почву для новых интриг вокруг конфигурации отрасли. На внешних рынках, напротив, складывается позитивная ситуация. Восточное направление также не остается без внимания.
Налоговая политика в отношении нефтегаза в период бюджетного дефицита
Отношения Минфина и отрасли в эпоху «нефти по 100» складывались на основе «ножниц Кудрина» - доходы свыше отметки в 60 долларов за баррель просто срезались в пользу федерального бюджета. Но это позволяло нефтяным компаниям сравнительно спокойно относиться к падению цен на нефть и даже получать выгоду, как бы парадоксально это не звучало. Ведь обвал нефтяных цен традиционно сопровождается падением курса рубля, что выгодно экспортерам. Однако радоваться ТЭКу не пришлось. Столкнушвись с бюджетным дефицитом, Минфин все равно обратил свои взоры на отрасль, придумав для нее новые налоговые изъятия. Министерство получило мощный аргумент в свою пользу: добыча нефти в 2016 показывает рекордный рост, и это позволяет ведомству заявлять, что финансовая ситуация не так и плоха, как о ней рассуждают нефтегазовые компании. В результате бюджетная трехлетка (2017-2019 гг.) может стать для отрасли проблемной, хотя нефтегаз, наоборот, рассчитывал на запуск новой налоговой системы на основе налогообложения прибыли.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики