Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > ЕС отказался делать уступки России по Третьему энергопакету

ЕС отказался делать уступки России по Третьему энергопакету

Российское правительство впервые открыто признало, что переговоры об особом статусе российских экспортеров в Европе зашли в тупик. Теперь тот же «Газпром» не сможет одновременно быть на территории Евросоюза и поставщиком газа, и владельцем трубы, и розничным продавцом. Ответ не заржавеет — переориентация экспорта энергоресурсов на восток будет ускорена. Не надо зацикливаться на одном направлении поставок, соглашаются эксперты.

— Переговоры России как важного поставщика энергоресурсов зашли в тупик, — заявил в понедельник министр энергетики России Сергей Шматко. — Интересы потребителей и поставщиков ресурсов резко сталкиваются. Считаю, что сейчас формируется идеологическая основа такого противостояния.

Российским компаниям нужны долгосрочные контракты, которые обеспечат стабильную выручку и гарантируют, что вложения в строительство очень дорогой инфраструктуры окупятся. Европа хочет получить возможность покупать только то, что ей нужно, и участвовать в распродажах.

Большей частью это относится к поставкам природного газа. Россия является для ЕС его крупнейшим поставщиком, наши страны связывает целая система магистральных газопроводов. «Газпром» переговоры с ЕС по Третьему энергопакету не комментирует.

Россия надеялась, что ее интересы как одного из основных поставщиков энергоресурсов будут учтены Еврокомиссией. Однако этого не произошло. Ничего страшного не случилось. Все взятые обязательства будут выполняться, подчеркнул Сергей Шматко.

— Мы приняли решение стремиться к диверсификации. В ближайшее время мы намерены точно сформулировать планы развития восточного вектора российской энергополитики, — добавил министр.

Это не пустые угрозы, «разворот» уже начался. Минэнерго 18 октября объявило конкурс на проведение «анализа технико-экономических показателей реализации программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона». Победителя определят 22 ноября. Он получит 2 млн рублей и должен уже к середине декабря доложить Минэнерго о том, во сколько обойдется нашей стране строительство на востоке новой инфраструктуры для экспорта голубого топлива.

Впрочем, пока переговоры с новыми покупателями наших энергоресурсов на востоке идут трудно. Об экспорте газа с Китаем они продолжаются уже шестой год. Первое соглашение о поставках после 2011 года в Китай 68 млрд куб. м газа в год «Газпром» и CNPC подписали в марте 2006 года. Это предварительное соглашение предусматривает поставки по двум маршрутам. Первая, «западная» ветка трубопровода мощностью 30 млрд куб. м  обеспечена Чаяндинским и Ямальскими месторождениями в Западной Сибири. Второй, «восточный» газопровод мощностью 38 млрд куб. м должен связать с Китаем месторождения Восточной Сибири и Сахалина. Строительство должно начаться после определения контрактной цены газа, но этот вопрос до сих пор не решен. Китайцы согласны платить максимум $250 за 1 тыс. куб. м голубого топлива, а «Газпром» хочет получать не меньше $350. Последняя попытка была сделана в июне в рамках Петербургского экономического форума на переговорах между председателем КНР Ху Цзиньтао и президентом России Дмитрием Медведевым. После этого окончательное решение вопроса отложили до конца года.

А 5 августа «Газпром» и южнокорейская газовая компания Kogas приняли «Дорожную карту» — план мероприятий по организации поставок трубопроводного газа. Если все получится, труба пройдет через Северную Корею в Южную. Топливо должно пойти от шельфовых месторождений на Сахалине по только что построенному газопроводу Сахалин–Хабаровск–Владивосток длиной 1350 км. Его первая очередь мощностью 6 млрд куб. м газа в год должна заработать в III квартале для нужд Приморского края. В дальнейшем мощность планируют довести до 30 млрд куб. м — этого хватит и для продажи газа обеим Кореям.

Никаких проблем со сбытом нефти и газа у России нет и не ожидается. А в Европе зарабатывать можно при любых правилах, считают эксперты.

— Это не катастрофа для России. Мы можем спокойно существовать и по новым европейским правилам, — говорит руководитель Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. — Наверняка за Третьим энергопакетом последует Четвертый. В нем попытаются отменить долгосрочные контракты и заставить всех продавать газ только на краткосрочном спотовом рынке. Но у этих планов есть одна слабая сторона. Они подразумевают, что после либерализации газ станет дешевле. Но это совершенно не очевидно.

— Нефть вся и так законтрактована, — говорит аналитик инвесткомпании «Тройка Диалог» Валерий Нестеров. — С газом сложнее. Если Европа будет меньше потреблять нашего газа, то мы можем поставлять его только на запад Китая. Поэтому для нас важно развивать производство сжиженного газа, чтобы не быть привязанными трубопроводом к одному потребителю.

Третий энергопакет — условное название общеевропейских законов, направленных на либерализацию рынка энергоресурсов. Он запрещает деятельность вертикально интегрированных компаний. То есть одна группа лиц не может заниматься чем-то одним — транспортировкой, оптовыми или розничными продажами. Третий энергопакет был принят в сентябре 2009 года, а весной этого года вступил в силу.

Автор: Павел Арабов

Источник: Известия, 24.10.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики