Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Донецкие против питерских-2

Донецкие против питерских-2

Россия на переговорах по газу пытается загнать Януковича в угол

В среду, 16 ноября, на лентах информагентств появились сообщения, что Украина и Россия завершили переговоры по газу. Якобы теперь Киев будет получать российское голубое топливо вдвое дешевле – по 230 долларов за тысячу кубометров, вместо нынешних 446. Первой об этом рассказала киевская газета «Экономические известия», сославшись на источник в администрации президента Украины. По сведениям издания, соответствующие контракты будут подписаны во время встречи Дмитрия Медведева и Виктора Януковича в ближайшее время. Ранее премьер-министр «незалежной» Николай Азаров заявил, что Киев в результате пересмотра газового контракта рассчитывает экономить порядка 6 млрд долларов в год.

Однако радость украинской стороны оказалась преждевременной. Дмитрий Песков, пресс-секретарь премьера Владимира Путина, опроверг сообщения о достижении окончательных договоренностей по газу с Украиной. По его словам, переговоры еще идут, и до их окончания никаких подробностей не будет.

Между тем, время торопит. Прежде всего - Украину. В преддверии декабрьских морозов страна оказалась в тяжелой ситуации – правительство признает, что поднявшаяся вслед за нефтью цена на газ ставит предприятия на грань рентабельности. Заводы не спешат рассчитываться за потребленное топливо, в бюджете «Нафтогаза» растет дыра, подземные хранилища газа полупусты, и не известно, хватит ли газа до конца отопительного сезона.

Денег в государственной казне тоже не хватает, поскольку Киев уже несколько месяцев не может получить транш от Международного валютного фонда. МВФ требует предоставить гарантии возвращения займа и повысить коммунальные тарифы для населения. Однако правительство на такой шаг не решается – впереди парламентские выборы, а Партия регионов опасается падения рейтинга.

Для того, чтобы рассчитаться за топливо, в начале ноября Киеву пришлось занимать 550 млн долларов у «Газпромбанка».

«Даже за газ, потребленный в период не очень холодного ноября, «Нафтогазу» придется заплатить около 1,3-1,5 млрд долларов. Если учесть, что внутренних средств «Нафтогазу» хватит максимум на 300 млн долларов, то следует ожидать еще одного огромного кредита», – говорит эксперт Института энергетических исследований (Киев) Юрий Корольчук.

Вице-премьер Сергей Тигипко признает, что, занимая деньги у России, Киеву приходится идти на экономические и политические уступки.

«Со стороны Киева адекватных средств давления попросту нет, кроме разве что создания препятствий для деятельности Черноморского флота, которые могут быть использованы в целях принуждения к сотрудничеству... Обращению в Стокгольмский арбитраж, что было бы во всех смыслах рациональным и оправданным, препятствует финансовая зависимость «Нафтогаза» и украинского правительства от российских кредитов», – говорится в аналитической записке, подготовленной Киевским центром политических исследований и конфликтологии, который возглавляет известный политолог Михаил Погребинский. И делается вывод: «Похоже, что российская сторона намерена всячески затягивать переговоры и как можно дольше морочить голову представителям украинского правительства, постепенно подводя Украину к дефолту».

На этом фоне, по мнению Юрия Корольчука, заявление правительства о новой и, конечно дешевой, цене на газ можно рассматривать, как часть продолжающейся информационной кампании против России. Это должно подстегнуть «Газпром» и ускорить процесс переговоров. «Ведь денег на оплату российского газа в декабре в полном объеме нет», – полагает эксперт. Юрий Корольчук считает, что итогом переговоров может стать все таки передача 50% украинской газотранспортной системы российскому «Газпрому» без привлечения участника с ЕС.

Однако украинские чиновники этому сценарию пытаются сопротивляться – они настаивают, чтобы ГТС контролировалась совместно не только Россией, но и Западом.

«У Украины всегда была позиция: если и делать смену собственников ГТС, то их должно быть три – Украина, Россия как хозяин товара, который перемещается через нашу территорию, и Европейский Союз как покупатель этого товара. Очень важно, чтобы там были европейцы. Если войдут европейские акционеры, это гарантирует прозрачность самой компании. Это будет означать, что государству будут платиться нормальные налоги, что будут созданы рабочие места с нормальной оплатой... Если мы будем создавать на двухсторонней основе, не будет прозрачности», - говорит Тигипко.

Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко также подчеркивает неопределенность ситуации. «Я беседовал и с источниками из правительства России, и правительства Украины. Про переговоры все молчат, как рыба об лед», – заявил Минченко «Свободной прессе». «Думаю, появившиеся сообщения о якобы завершившихся переговорах – форма давления украинской стороны. Заметьте, делает заявления только украинская сторона, тогда как российская их никак не комментирует. Поэтому достоверно сказать, в чем заключается предмет торга, до сих пор невозможно», - отметил он.

– Мне кажется, заявления украинцев о якобы подписанных газовых соглашениях – показатель не давления на российскую сторону, а отчаянья, - говорит гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов - Вспомните чепуху, которую несет украинский министр энергетики Бойко. То он говорит, что Украина добудет в следующем году миллиард кубометров сланцевого газа, то купит газ в Азербайджане, то построит завод по переработке газа под Одессой… Почему делаются эти заявления, не имеющие отношения к реальности? Потому что в Киеве паника. Украина, действительно, загнана в угол.

«СП»: – О чем все же идут переговоры?

– Я надеюсь, они идут по трубе. Труба – это актив, который нам, действительно, нужно получить. Это не вопрос давления на Украину, это вопрос надежности нашего транзита. Без контроля над трубой мы не можем гарантировать надежность поставок в Европу. А значит, у нас имеется головная боль, потому что второй газовой войны – а-ля январь 2009 года – мы допустить не можем. Эта война принесла нам колоссальный имиджевый ущерб, да и финансовый тоже.

Информация, что предмет переговоров – передача России 15 млн гектаров украинских черноземов, я тоже отношу к проявлениям паники. Я абсолютно убежден: не будет никакой сделки типа «мы вам – скидку на газ, вы нам – треть Украины». Это смешно, да и не нужна эта треть никому. Но как раз слухи про землю показывает, что Украина пока не может расстаться с трубой, и предлагает нам всякие ненужные вещи. Киев, к сожалению, стал заложником им же созданного мифа: продадим трубу – потеряем Украину.

«СП»: – Дедлайн по этим переговорам существует?

– Дедлайн мог наступить, как говорится, уже вчера. Если бы «Газпромбанк» не дал кредита, украинцы не расплатились бы по газу и запустился бы «счетчик». Вопрос встал бы об обращении в суд. Но проблема в том, что труба не принадлежит «Нафтогазу». В этом смысле, банкротство «Нафтогаза» – история сложная и проблемная. Думаю, у нас есть еще один-два месяца. Возможно, дедлайн наступит уже 7 декабря – это очередной срок оплаты за газ. Если мы не дадим следующего кредита – экономика Украины начнет распадаться. Возможно, конец оттянут на несколько месяцев, но это не будет долго продолжаться. В следующем году – это очевидно – газ для Украины будет еще дороже, и конец еще ближе.

«СП»: – Почему мы даем кредит, оттягиваем коллапс? Потому что иначе ситуация для России тоже выйдет из-под контроля?

– Согласен, если на Украине начнет все сыпаться, самый примитивный шаг Украины – наплевать на всех, и начать воровать газ. Мы себе этого позволить не можем. Перекрывание трубы – повторюсь – для нас недопустимая роскошь. Поэтому доведение ситуации до крайности не входит в наши планы. С другой стороны, это вещь тонкая. Если Украина будет понимать, что мы настолько боимся перекрытия трубы, что готовы всякий раз давать кредиты, она к этому привыкнет, и сядет нам на шею.

«СП»: – «Северный поток» может компенсировать перекрытие украинского ГТК?

– Не может. Пропускная способность «Северного потока» – всего 27,5 миллиарда кубов в год. В то время как годовой объем транзита через Украину в лучшие годы составлял 117 млрд, в 2010-м году – 92 млрд кубов газа. Это существенный объем.

«СП»: – В проблеме решения вопроса о трубе Янукович – ключевая фигура?

– Ключевые фигуры – не Янукович и не Азаров, а те донецкие бизнесмены, которые поставили их на государственные посты. Дело в том, что украинская государственная модель ближе к российской образца 1990-х, чем 2000-х. Это модель доминирующих олигархов, которые управляют политиками.

Если мы уж хотим договориться с кукловодами, надо договариваться с ребятами типа Рината Ахметова (финансировал избирательную кампанию Януковича, – «СП»). Я, кстати, предлагал еще до матча «Зенита» с «Шахтером» решить газовый вопрос так: кто выиграет в двух матчах, тому и пойдут на уступки. Как раз были две игры в Лиге чемпионов «Зенита» (это «Газпром») с «Шахтером» (Ринат Ахметов). «Зенит», кстати, победил – выиграл в Питере, а в Донецк сыграл вничью. Если бы мое предложение было принято, Украина должна была отдать нам трубу. Но, видимо, до такого простого решения наши мудрецы не додумались. Поэтому приходится думать дальше…

Авторы: Андрей Полунин, Сергей Терентьев

Источник: Свободная пресса, 16.11.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики