Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > К. Симонов: ограничение цен на бензин приведет к смерти рынка

К. Симонов: ограничение цен на бензин приведет к смерти рынка

Директор Фонда национальной энергетической безопасности считает, что требования «синих ведерок» снизить цену на бензин до 15 рублей за литр необоснованы.

В Санкт-Петербурге прошла акция «синих ведерок», которые выразили свой протест против роста цен на бензин. Основным требованием активистов стало снижение цены до 15 рублей за литр. Это не первая акция: в сентябре в аналогичном автопробеге участвовало порядка 600 машин, а на имя премьер-министра РФ Владимира Путина было отправлено письмо с просьбой разобраться в ситуации вокруг цен на топливо.

Корреспондент МТРК «Мир» обратился к гендиректору Фонда национальной энергетической безопасности Константину Симонову, чтобы узнать, реально ли требования «синих ведерок».

— Действительно ли можно сказать, что цены на бензин в России завышены?

— Это очень неоднозначный вопрос. С одной стороны, я думаю, что в России есть возможность снижения стоимости бензина при помощи двух факторов: изменения налогов и создания реальной конкуренции на российском рынке. Но предложение продавать бензин по 15 рублей это тоже очень странный подход. По сути дела его сторонники предлагают нам тот же подход, что и наше правительство: установление ценовых пределов, о чем говорит и кабинет министров, который перед выборами озабочен этой проблемой. Конечно, когда российские нефтяные компании уверяют, что цена на бензин — рыночная, это не совсем так, цена не рыночная, потому что никакого рынка в России нет. Но когда люди уверяют, что бензин должен стоить 15 рублей, тут тоже надо понимать, что эта цифра снята с потолка, и если баррель нефти в мире стоит 100–120 долларов, то в России бензин не будет дешев. Однако правительство не освобождает нефтяные компании от мер по демонополизации нашего рынка нефтепродуктов.

— Почему не стоит вводить искусственное ограничение цен на бензин?

— Я считаю, что любое ограничение цен является крайне отрицательным явлением. Поскольку это означает только одно: антимонопольные органы в стране не работают, государство не способно оградить квазирынок (ограниченный рынок с неразвитыми рыночными отношениями — прим. ред.) от сговора крупных игроков, и в конечном итоге это означает, что рынка в этом товарном сегменте не существует. Ограничение цен является слишком грубым вмешательством государства и означает, что другие, более тонкие механизмы настройки рынка не работают.

— Из чего складывается цена на бензин?

— Цена складывается из следующих простых вещей. Первое, это стоимость сырой нефти, из которой делают бензин, во-вторых, это стоимость услуг перерабатывающих предприятий, в-третьих, это непосредственно услуги заправочных станций, нефтебаз, где хранится топливо и услуги перевозки. Все стадии доставки от скважины до заправки стоят денег. Однако не стоит забывать, что обычно весь путь сконцентрирован в руках одной вертикально интегрированной компании, и где какие издержки, понять очень сложно. Компания будет называть наиболее затратными процессы в зависимости от того, что ей более выгодно с точки зрения налогообложения. Будет нужно — она увеличит затраты на добычу, нужно — уберет расходы в переработку. Нужно не забывать также, что на бензин у нас есть акцизы и другие налоговые сборы. Все это, безусловно, влияет на цены.

Если государство намерено заниматься популистской политикой и согласно с ценой в 15 рублей за литр, пусть оно меняет налоги. Периодически у нас возникает идея увеличения налогов на бензин в качестве элемента субсидирования дорожного хозяйства. Имеется в виду, что если дорожный налог, который сейчас взимается с каждого автомобиля, будет входить в стоимость бензина, это будет более справедливо, потому что кто ездит, тот и платит. Если у вас машина стоит в гараже, и вы ей не пользуетесь, то сборы с вас в пользу дорожного строительства сокращаются.

Какие меры по улучшению ситуации в данной сфере вы могли бы предложить?

— Я абсолютно убежден, что меры типа ограничения цен проблему не решат. Решить ее можно только путем создания в стране независимой переработки, когда нефтеперерабатывающим заводам будет все равно, у какой компании принимать нефть, а наиболее важным параметром станет стоимость переработки. Когда у нас появится независимая переработка, тогда появится и независимый сбыт, и реальная конкуренция. В противном случае всегда будет квазирынок, олигаполия (рынок, на котором относительно небольшое число продавцов обслуживает много покупателей — прим. ред.), и мы по-прежнему будем находиться в ситуации, когда бензин дорожает, а у государства нет другого пути, кроме как стучать кулаком по столу и грозить нефтяникам смертельными карами.

Автор: Елизавета Клушина

Источник: МТРК «Мир», 21.11.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики