Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > К. Симонов: ограничение цен на бензин приведет к смерти рынка

К. Симонов: ограничение цен на бензин приведет к смерти рынка

Директор Фонда национальной энергетической безопасности считает, что требования «синих ведерок» снизить цену на бензин до 15 рублей за литр необоснованы.

В Санкт-Петербурге прошла акция «синих ведерок», которые выразили свой протест против роста цен на бензин. Основным требованием активистов стало снижение цены до 15 рублей за литр. Это не первая акция: в сентябре в аналогичном автопробеге участвовало порядка 600 машин, а на имя премьер-министра РФ Владимира Путина было отправлено письмо с просьбой разобраться в ситуации вокруг цен на топливо.

Корреспондент МТРК «Мир» обратился к гендиректору Фонда национальной энергетической безопасности Константину Симонову, чтобы узнать, реально ли требования «синих ведерок».

— Действительно ли можно сказать, что цены на бензин в России завышены?

— Это очень неоднозначный вопрос. С одной стороны, я думаю, что в России есть возможность снижения стоимости бензина при помощи двух факторов: изменения налогов и создания реальной конкуренции на российском рынке. Но предложение продавать бензин по 15 рублей это тоже очень странный подход. По сути дела его сторонники предлагают нам тот же подход, что и наше правительство: установление ценовых пределов, о чем говорит и кабинет министров, который перед выборами озабочен этой проблемой. Конечно, когда российские нефтяные компании уверяют, что цена на бензин — рыночная, это не совсем так, цена не рыночная, потому что никакого рынка в России нет. Но когда люди уверяют, что бензин должен стоить 15 рублей, тут тоже надо понимать, что эта цифра снята с потолка, и если баррель нефти в мире стоит 100–120 долларов, то в России бензин не будет дешев. Однако правительство не освобождает нефтяные компании от мер по демонополизации нашего рынка нефтепродуктов.

— Почему не стоит вводить искусственное ограничение цен на бензин?

— Я считаю, что любое ограничение цен является крайне отрицательным явлением. Поскольку это означает только одно: антимонопольные органы в стране не работают, государство не способно оградить квазирынок (ограниченный рынок с неразвитыми рыночными отношениями — прим. ред.) от сговора крупных игроков, и в конечном итоге это означает, что рынка в этом товарном сегменте не существует. Ограничение цен является слишком грубым вмешательством государства и означает, что другие, более тонкие механизмы настройки рынка не работают.

— Из чего складывается цена на бензин?

— Цена складывается из следующих простых вещей. Первое, это стоимость сырой нефти, из которой делают бензин, во-вторых, это стоимость услуг перерабатывающих предприятий, в-третьих, это непосредственно услуги заправочных станций, нефтебаз, где хранится топливо и услуги перевозки. Все стадии доставки от скважины до заправки стоят денег. Однако не стоит забывать, что обычно весь путь сконцентрирован в руках одной вертикально интегрированной компании, и где какие издержки, понять очень сложно. Компания будет называть наиболее затратными процессы в зависимости от того, что ей более выгодно с точки зрения налогообложения. Будет нужно — она увеличит затраты на добычу, нужно — уберет расходы в переработку. Нужно не забывать также, что на бензин у нас есть акцизы и другие налоговые сборы. Все это, безусловно, влияет на цены.

Если государство намерено заниматься популистской политикой и согласно с ценой в 15 рублей за литр, пусть оно меняет налоги. Периодически у нас возникает идея увеличения налогов на бензин в качестве элемента субсидирования дорожного хозяйства. Имеется в виду, что если дорожный налог, который сейчас взимается с каждого автомобиля, будет входить в стоимость бензина, это будет более справедливо, потому что кто ездит, тот и платит. Если у вас машина стоит в гараже, и вы ей не пользуетесь, то сборы с вас в пользу дорожного строительства сокращаются.

Какие меры по улучшению ситуации в данной сфере вы могли бы предложить?

— Я абсолютно убежден, что меры типа ограничения цен проблему не решат. Решить ее можно только путем создания в стране независимой переработки, когда нефтеперерабатывающим заводам будет все равно, у какой компании принимать нефть, а наиболее важным параметром станет стоимость переработки. Когда у нас появится независимая переработка, тогда появится и независимый сбыт, и реальная конкуренция. В противном случае всегда будет квазирынок, олигаполия (рынок, на котором относительно небольшое число продавцов обслуживает много покупателей — прим. ред.), и мы по-прежнему будем находиться в ситуации, когда бензин дорожает, а у государства нет другого пути, кроме как стучать кулаком по столу и грозить нефтяникам смертельными карами.

Автор: Елизавета Клушина

Источник: МТРК «Мир», 21.11.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики