Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Морская тема» Украины

«Морская тема» Украины

Киев планирует поднять стоимость аренды земли для российского Черноморского флота в Крыму

Соответствующее постановление издал кабмин Украины. Правительство рекомендовало властям полуостровной автономии поднять минимальную ставку аренды на 3 процента с 2013 года, а еще через год увеличить ее до четырех процентов. Однако, по экспертным оценкам, это может противоречить договоренностям, достигнутым при подписании «Харьковских соглашений» в апреле прошлого года.

Согласно документам, Украина получает довольно существенную скидку на российский газ в обмен на 25-летнюю пролонгацию пребывания Черноморского флота в Крыму, начиная с 2017 года. При этом стоимость аренды земли примерно с того же момента оговаривается из расчета уплаты Москвой ста миллионов долларов в год.

Кроме того, в общую сумму входит и тот капитал, который образовался в результате ценового бонуса Киеву. По мнению ряда ведущих аналитиков, последнее постановление украинского кабмина также неразрывно связано с дискуссией о стоимости голубого топлива. Однако в этот раз дело не ограничивается исключительно решением «газового вопроса».

Речь идет об инвестициях российских компаний в стратегические предприятия Украины и о дальнейшем партнерском сближении экономико-политического пространства двух стран. Нынешние переговоры весьма непростые, и в таком свете действия украинских властей можно расценивать как попытку наращивания дополнительных аргументов в их пользу.

Вместе с тем этот же факт говорит о том, что диалог идет не так гладко, как хотелось бы Киеву. Об этом «Голосу России» рассказал ведущий эксперт Центра экономических и политических исследований имени Разумкова в Киеве Владимир Омельченко:

«Вопрос цены газа и аренды увязан друг с другом. И стоимость аренды, формат и порядок ее взимания, и конкретные цифры, мне кажется, сторонам необходимо более детально обговорить и расписать. Как эта сумма будет распределена — это уже другой вопрос. Украина, когда получает так называемую скидку на природный газ, то это записывается ежегодно в украинский долг. Поэтому, чтобы этот госдолг погашать, необходимо, чтобы ставка за аренду соответствовала долговым обязательствам Украины».

В то же время позиция официального Киева выглядит довольно уклончивой. По мнению кабмина, рост тарифов для российской стороны должен быть связан с завершением процесса инвентаризации и оценки участков, которые сейчас занимает Черноморский флот России. Несмотря на очевидно полезный практический характер этих мероприятий, ситуация здесь несколько размыта.

Стоит вспомнить украинские судебные постановления о незаконности использования Москвой пяти маяков и двух станций радионавигационной системы. По мнению директора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, на самом деле Киев всего лишь старается до последнего гнуть свою линию. Иными словами, он пытается заполучить новую скидку и оставить за собой исключительные права на украинскую газотранспортную систему, отмечает эксперт:

«Абсолютно на ровном месте придумываются какие-то „страшилки“. То мы не пустим в ВТО, то мы поднимем стоимость Черноморского флота. Хотя, еще раз повторю, в реальности никакого повышения стоимости аренды Черноморского флота, безусловно, не будет. Это банальная „страшилка“, которой Украина пытается нас напугать, но это вряд ли получится.

Черноморский флот находится в Крыму в счет стодолларовой скидки, которую Украина получает с каждой тысячи кубометров. Поэтому говорить о том, что Черноморский флот находится на Украине бесплатно, не приходится. Это не является правдой».

Таким образом, действия украинского кабмина можно расценивать также как попытку некоего информационного вброса. После подписания договоров о стоимости голубого топлива на следующий год, Киеву, вероятно, придется пойти на довольно серьезные уступки. И в такой ситуации, независимо от того, повысится ли аренда для Черноморского флота или нет, обязательства украинского руководства перед Россией в глазах собственного народа не будут выглядеть предельно завышенными.

Автор: Максим Измайлов

Источник: Голос России, 22.11.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики