Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Морская тема» Украины

«Морская тема» Украины

Киев планирует поднять стоимость аренды земли для российского Черноморского флота в Крыму

Соответствующее постановление издал кабмин Украины. Правительство рекомендовало властям полуостровной автономии поднять минимальную ставку аренды на 3 процента с 2013 года, а еще через год увеличить ее до четырех процентов. Однако, по экспертным оценкам, это может противоречить договоренностям, достигнутым при подписании «Харьковских соглашений» в апреле прошлого года.

Согласно документам, Украина получает довольно существенную скидку на российский газ в обмен на 25-летнюю пролонгацию пребывания Черноморского флота в Крыму, начиная с 2017 года. При этом стоимость аренды земли примерно с того же момента оговаривается из расчета уплаты Москвой ста миллионов долларов в год.

Кроме того, в общую сумму входит и тот капитал, который образовался в результате ценового бонуса Киеву. По мнению ряда ведущих аналитиков, последнее постановление украинского кабмина также неразрывно связано с дискуссией о стоимости голубого топлива. Однако в этот раз дело не ограничивается исключительно решением «газового вопроса».

Речь идет об инвестициях российских компаний в стратегические предприятия Украины и о дальнейшем партнерском сближении экономико-политического пространства двух стран. Нынешние переговоры весьма непростые, и в таком свете действия украинских властей можно расценивать как попытку наращивания дополнительных аргументов в их пользу.

Вместе с тем этот же факт говорит о том, что диалог идет не так гладко, как хотелось бы Киеву. Об этом «Голосу России» рассказал ведущий эксперт Центра экономических и политических исследований имени Разумкова в Киеве Владимир Омельченко:

«Вопрос цены газа и аренды увязан друг с другом. И стоимость аренды, формат и порядок ее взимания, и конкретные цифры, мне кажется, сторонам необходимо более детально обговорить и расписать. Как эта сумма будет распределена — это уже другой вопрос. Украина, когда получает так называемую скидку на природный газ, то это записывается ежегодно в украинский долг. Поэтому, чтобы этот госдолг погашать, необходимо, чтобы ставка за аренду соответствовала долговым обязательствам Украины».

В то же время позиция официального Киева выглядит довольно уклончивой. По мнению кабмина, рост тарифов для российской стороны должен быть связан с завершением процесса инвентаризации и оценки участков, которые сейчас занимает Черноморский флот России. Несмотря на очевидно полезный практический характер этих мероприятий, ситуация здесь несколько размыта.

Стоит вспомнить украинские судебные постановления о незаконности использования Москвой пяти маяков и двух станций радионавигационной системы. По мнению директора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, на самом деле Киев всего лишь старается до последнего гнуть свою линию. Иными словами, он пытается заполучить новую скидку и оставить за собой исключительные права на украинскую газотранспортную систему, отмечает эксперт:

«Абсолютно на ровном месте придумываются какие-то „страшилки“. То мы не пустим в ВТО, то мы поднимем стоимость Черноморского флота. Хотя, еще раз повторю, в реальности никакого повышения стоимости аренды Черноморского флота, безусловно, не будет. Это банальная „страшилка“, которой Украина пытается нас напугать, но это вряд ли получится.

Черноморский флот находится в Крыму в счет стодолларовой скидки, которую Украина получает с каждой тысячи кубометров. Поэтому говорить о том, что Черноморский флот находится на Украине бесплатно, не приходится. Это не является правдой».

Таким образом, действия украинского кабмина можно расценивать также как попытку некоего информационного вброса. После подписания договоров о стоимости голубого топлива на следующий год, Киеву, вероятно, придется пойти на довольно серьезные уступки. И в такой ситуации, независимо от того, повысится ли аренда для Черноморского флота или нет, обязательства украинского руководства перед Россией в глазах собственного народа не будут выглядеть предельно завышенными.

Автор: Максим Измайлов

Источник: Голос России, 22.11.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики