Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Все свои

Все свои

Состав обновленного правительства Ливии обманул ожидания западных дипломатов и СМИ. Имена новых министров страны, объявленные вечером 22 ноября, широко не известны не только за границей, но и в самой Ливии. Зато в новом кабинете представлены практически все регионы Ливии. Видимо, географический принцип и стал главным при формировании первого после войны гражданского кабинета министров.

Ибрагим Даббаши, который до ливийской революции был заместителем постоянного представителя Ливии при ООН, так и не получил ожидаемого назначения на пост министра иностранных дел. Главой ливийского МИДа стал малоизвестный дипломат Ашур Бин Хайяль. Главное его достоинство заключается в том, что тот родился в городе Дерна на востоке Ливии, который был одним из главных оплотов повстанцев, боровшихся против Каддафи.

Али Тархуни, во время противостояния с Каддафи исполнявший обязанности министра финансов и нефти в стане ливийских повстанцев, также не попал в состав нынешнего правительства. Новым главой минфина был назначен Хасан Зиглам, работавший управляющим в нефтяной индустрии Ливии. Министром нефти был назначен Абдуррахман Бен Йезза, председатель административного комитета итальянского нефтяного гиганта Eni, которая сотрудничала с режимом Каддафи.

Возглавил кабинет Рахим аль-Киб. Он получил докторскую степень по электроинженерии в США и имеет репутацию технократа. В 2000-х годах он возглавлял министерство энергетики в ОАЭ, а также работая в ряде ближневосточных энергетических компаний. Единственное, что его связывало с режимом Каддафи, это открытие в 2005 году в Ливии компании International Company for Energy and Technology.

Правительство Рахима аль-Киба пришло на смену Переходному национальному совету (ПНС) Ливии, который координировал действия повстанцев во время активной фазы гражданской войны. Оно будет находиться у власти до первых выборов в послереволюционной Ливии, которые должны пройти в середине следующего года.

По мнению эксперта Московского центра Карнеги Алексея Малашенко, Джалиль и его коллеги-политики, отвернувшиеся от Каддафи во время революции, почувствовали, что после окончания военного противостояния с ливийским диктатором их власть находится под угрозой. «Их популярность начала снижаться, кроме того, они не могли не заметить, что за нынешними изменениями во власти пристально следят ливийские полевые командиры, — заявил эксперт. — Например, Абдельхаким Бельхадж, который еще не решил, чью сторону принимать».

Бельхаджа, одного из лидеров группировок исламских экстремистов, воевавших с Каддафи, прочили на пост министра обороны. Однако это место в итоге занял Осама аль-Джували, командующий военным округом города Зинтана, где на прошлой неделе был схвачен последний скрывающийся от революционных властей Ливии сын Каддафи, Сейф аль-Ислам.

Как заявил в интервью арабскому телеканалу Al Jazeera Мансур аль-Кихия, политолог и профессор Техасского университета, аль-Джували мог получить пост министра в обмен на транспортировку в Триполи захваченного его людьми Сейф аль-Ислама.

По мнению Малашенко, интенсивный торг и политические игры в принципе характерны для нынешнего периода в Ливии. «Теперь, когда гражданская война или по крайней мере ее первый период завершился, Ливию вполне может ждать затяжной период подковерной борьбы, — заявил эксперт. — Скорее всего мы еще не раз увидим совершенно неожиданные фигуры, которые будут быстро получать власть и так же стремительно терять ее».

Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в свою очередь считает, что нынешняя политическая борьба может накалиться до такой степени, что это приведет к новому витку гражданской войны. Он будет отличаться от предыдущего тем, что если с февраля по октябрь у повстанцев был один враг, Муаммар Каддафи, то теперь Ливия расколется на множество борющихся за единоличную власть группировок.

О том, что ливийские боевики могут начать стрелять друг в друга, прямым текстом заявил Абдулла Накер, глава трипольских боевых группировок. В начале недели он дал интервью британскому агентству Reuters, в котором заявил: его люди (несколько тысяч человек, по его словам) готовы организовать военный переворот. Это произойдет, если правительство «не будет отвечать чаяниям народа», объяснил Накер. Каковы истинные чаяния народа, командир ополчения ответил крайне расплывчато.

Главные факторы, которые заставляют повстанцев до сих пор поддерживать мир, — это пока не размороженные активы клана Каддафи, которые находятся в США и Европе, а также нефтяные месторождения и перерабатывающие заводы, считает Сатановский.

«Если ливийские политики хотят получить $200 млрд Каддафи, они должны сохранять хотя бы какое-то подобие правительства, — заявил «МН» эксперт. — Нефтяной сектор в свою очередь заставляет вступать разрозненные кланы Ливии в союзы друг с другом. Потому что одно племя может контролировать территорию с месторождением, второе — с нефтеперерабатывающим заводом, а третье — с портом».

Необходимость подтвердить статус Ливии как надежного поставщика нефти в Европу осознают и центральные власти страны. Так, еще до смены правительства главный финансист ПНС Али Тархуни уверял: к началу 2013 года страна будет производить 1,2 млн баррелей в день. Это на 300 тыс. баррелей меньше, чем добывалось в дореволюционный период Ливии.

Однако, по мнению Константина Симонова, директора Фонда национальной энергетической безопасности, эти прогнозы не соответствуют действительности. «Иракское нефтяное производство после американской военной кампании 2003 года восстановилось только через шесть лет. Нет оснований полагать, что в Ливии ситуация намного лучше», — заявил эксперт в интервью «Московским новостям».

По его мнению, восстановление ливийского нефтяного сектора потребует минимум 4–5 лет. «Если же гражданская война выйдет на новый уровень и расколет Ливию, то эти прогнозы вообще перестанут иметь смысл», — добавил Симонов.

Автор: Игорь Крючков

Источник: Московские новости, 24.11.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики