Главная > Актуальные комментарии > Рейтинг событий месяца > Топ-лист событий за ноябрь 2011 г.

Топ-лист событий за ноябрь 2011 г.

Фонд национальной энергетической безопасности предлагает Вашему вниманию топ-лист 10 наиболее значимых событий в отрасли за ноябрь 2011 г. и готов прокомментировать свой выбор подробнее.

  1. Договор России и Белоруссии в сфере газовой кооперации

    Перед нами документ, который позволяет совершенно четко увидеть тактические выгоды Белоруссии и стратегические выгоды России. Выгоды Белоруссии очевидны: цена за газ составляла 307 долларов в IV-м квартале, а будет 165 долларов в следующем квартале. Т.е. фактически речь идет о двукратном снижении цены, что позволит Белоруссии в следующем уже году получить порядка 2,5 млрд долларов прибыли. По сути речь идет о переходе Белоруссии на российские цены. И это зафиксировано в договоре: уже с 2013-14 гг. цена будет привязана к Ямало-Ненецкому округу, плюс стоимость транзита, плюс стоимость хранения газа, т.е. так определяются внутрироссийские цены на газ. Об этом и мечтал Минск, когда вел переговоры по стоимости газа с 2012 г. Плюс еще в завершении переговоров Александр Лукашенко сумел выклянчить кредит на строительство атомной станции. Что касается России, то она получила 50% в Белтрансгазе. Как посчитать стоимость этого актива, за который в целом заплачено 5,5 млрд долларов? Цена неплохая, но при этом Россия получила относительно спокойный транзит. «Белорусский коридор» – это порядка 30 млрд кубометров – это старая труба в Белтрансгазе и новый газопровод Ямал-Европа. Теперь это газпромовская система, и Газпром уже пытается переименовать Белтрансгаз в «Газпромтрансгаз Белоруссия». Это такие «ворота», через которые можно будет начать активную скупку белорусских предприятий. Поэтому, когда некоторые эксперты задаются вопросом «почему с 2013 года мы начнем поставки газа по внутрироссийским ценам?», не надо исключать вариант, что уже в 2013-2015 гг. это будут поставки на российские предприятия, которые просто находятся на белорусской территории. Лукашенко сейчас прижат к стенке, и, видимо, вслед за Белтрансгазом начнется активная скупка других активов в Белоруссии. Т.е. безусловно, эта сделка касается не только газа. Это такой относительно новый способ российской экспансии через скупку всего, что можно. Очевидно, что здесь и фактор Украины играл роль, потому что нужно было Киеву показать, как бывает с теми государствами, которые ведут себя правильно: они получают и большую скидку на газ, и при этом передача трубы не означает, что страна эта рухнула. Хотя понятно, что с Киевом все будет тяжелее: во-первых, украинский актив больше; во-вторых, и политики там больше в отличие от Белоруссии, где одно лицо принимает решения, а дальше все по вертикали спускается. На Украине есть оппозиция, нужно будет эти решения проводить через парламент. Самое главное, что Украина создала миф, что труба – это независимость. Так что история там будет более драматичная, но белорусский вариант, возможно, все равно будет реализован.

  2. Официальный запуск первой нитки газопровода «Северный поток»

    Проект, о котором долго говорили, вокруг которого ломали копья, был реализован. Напомним, Польша этот проект объявила «новым газовым пактом Молотова - Риббентропа», уверяла, что его нельзя реализовывать, потому что там, на дне Балтийского моря, кругом химическое оружие. Потом уверяли нас, что не удастся договориться со Швецией и с другими государствами. Однако успешно завершили все экологические согласования, и труба, которая еще 6-7 лет назад казалась полной фантастикой, запущена. Значение ее понятно: это, наконец-то, первый трубопроводный проект, который напрямую связывает Россию с европейскими странами без государств-транзитеров. В контексте поведения Польши тоже возникает вопрос: если через Белоруссию новую трубу строить, то, когда мы на границе упремся в Польшу, какова будет ее позиция? Очень важно, что этот проект по всей цепочке был реализован с европейскими партнерами: немецкие компании добывали газ на Южнорусском месторождении, сама труба – это уже проект Газпрома и двух немецких компаний плюс голландская Gasunie, плюс французский GDF, и, наконец, сбыт - две трубы: OPAL и NEL. И этот газ попадает в совместные компании, тот же «Вингаз» будет его продавать (совместное предприятие Газпрома и BASF). Т.е. очень важно, что есть кооперация по всей цепочке - от добычи до газовой горелки.

  3. Форум стран-экспортеров газа

    Если Европа намерена перейти на спотовый рынок и уверена, что будущее не за долгосрочными контрактами, а за краткосрочным рынком, то ФСЕГ становится ключевым мероприятием. Если Россия создает альянс (или картель) с Катаром, Алжиром, потенциально с Ираном, то при игре вдолгую эти страны, обладающие ключевыми запасами, легко могут рынком манипулировать. Таким образом, ФСЕГ мог бы стать очень четким ответом на попытки европейцев создавать спотовые площадки. Европа заражена иллюзией того, что ситуация 2009-2010 гг. будет вечной. На самом деле, это стечение исключительных обстоятельств, из которых, кстати, Катар уроки извлек, потому что цены сбил именно он. Катар вынужден был продавать газ дешево, и это ему не понравилось, именно поэтому он объявил мораторий до 2014 г. Но все-таки возникает вопрос: а мы точно сумеем договориться с Катаром? Пока этот процесс идет очень сложно. И удивительна позиция нашего руководства, ведь очевидно, что Катар - это ключевой вопрос для нас. Но при этом ни Владимир Путин, ни Дмитрий Медведев, ни глава Газпрома Алексей Миллер на Форум не едут, никаких значимых исследований там не проводится. Только напомнили, что такая площадка существует. Но площадка-то важнейшая для России, а развивается удивительно медленными темпами.

  4. Форум АТЭС и заявление Медведева о том, что поставки газа в Китай скоро могут сравняться с поставками в Европу

    Тут поведение России абсолютно логично. Если Европа говорит: «Нам ваш газ не нужен», то Россия обиженно отвечает: «Ну, тогда все отдадим китайцам». Очень показательно, что Россия ведет переговоры по газопроводу «Алтай», а «Алтай» – это газ, который является ресурсной базой экспорта в Европу. Т.е. мы продаем китайцам газ, который всю жизнь продавали в Европу. Экономически эта альтернатива не так выгодна, но и позиция европейцев («нам русский газ не нужен!») с серьезным изъяном. Так вот и возникает вопрос: когда мы шантажируем друг друга, не получится ли так, что мы сами себя загоняем в тупик?

  5. Подписание нового газового туркмено-китайского соглашения

    Многие считают, что это поражение России, потому что Китай нашел альтернативный газ. На самом деле, все не так, потому что туркменский газ приходит на запад Китая, где спроса особого нет. Что касается восточной части КНР, морского побережья, там, если мы говорим о прогнозе на 10-15 лет, ситуация далеко не такая блестящая, как некоторые аналитики пытаются нарисовать, уверяя, что Китай полностью обеспечил себя газом на среднесрочную перспективу. Это не так. Контракт с Туркменией еще раз показывает, что российская стратегия выхода на запад Китая бесперспективна, нужно думать о его востоке. Но при этом туркменский газ отодвигается от европейского рынка: чем больше газа будет продаваться в Китай, тем меньше шансов на строительство Транскаспийского газопровода. И кстати, неудивительно, что после этого еврокомиссар Эттингер приехал в Москву и был более миролюбив, чем месяц-другой назад, когда из его уст звучали жесткие заявления в адрес России, а уверенность в строительстве Транскаспийского газопровода была фантастической.

  6. Дебаты вокруг приватизации энергетических активов и заявление Игоря Сечина о необходимости приватизации только тех компаний, которые стоят не дешевле, чем при проведении IPO

    Вопреки всеобщему заблуждению, современный политический режим в России вовсе не враг приватизации. Идея о том, что Владимир Путин все национализирует, абсолютно неверна. В реальности мы видим, что путинские элиты очень заинтересованы в приватизации. Вопрос только в том, кто будет основным бенефициаром этой приватизации. Конечно, часть элит, ориентированная на Дмитрия Медведева, спешит ее провести, пока Медведев еще президент. Другая же часть элиты, наоборот, ждет, когда Владимир Путин вернется в президентское кресло, считая, что это обеспечит им более выгодные условия приватизационных сделок. Поэтому вокруг приватизации дебатов будет много, за всеми спорами - четкие аппаратные интересы.

  7. Госдума приняла закон по льготам для «Татнефти» и «Башнефти» по проекту «60-66»

    После принятия налогового режима было понятно, что фактически все компании от него выигрывают, кроме двух – «Башнефти» и «Татнефти». Это связано со структурой их добычи. Но вот получилось, что и им предоставили льготы, потому что «Башнефть» – это уже федеральная компания, которая принадлежит очень влиятельным фигурам, например, господину Евтушенкову и компании «Система». «Татнефть» – очень важный экономический субъект в Татарстане. А Татарстан – один из самых населенных регионов России, что особо важно в выборный период. При этом мы же понимаем, что в период выборов было дано много различных обещаний и расходная часть бюджета пухнет и пухнет. Возникает вопрос: а что будет дальше с налоговым режимом? И эта задача – найти средства для инвестиций – вроде бы решается: приняли режим «60-66», значит, компании получат передышку. Но как быть с долгосрочной политикой? Или это какое-то паллиативное решение, которое после выборов будет пересмотрено?

  8. Предложение Минприроды по новому налоговому режиму на шельфе

    Все понимают, что нынешний налоговый режим убийственен для запуска новых проектов. А как вы будете развивать шельфовый проекты, особенно в Арктике, если у вас не будет налоговых стимулов? Значит, надо эти стимулы менять. С другой стороны, кто будет приносить деньги в бюджет? И вот мы все говорим о необходимости диверсификации и что сырьевая игла - это ужасно, но представьте, каждый из нас проведет эксперимент и откажется от половины своих доходов. Как он будет в этой ситуации вертеться? Ведь только прямые сборы с нефтегазовых компаний – это 50% доходов. И что будет делать новое правительство, которое сформируют в мае, пока совершенно непонятно. Вроде стратегически ясно, что нужно стимулировать производство нефти и газа на шельфе, а с другой стороны – а как сейчас-то латать эти дыры? Эта тема, по нашему мнению, будет одной из основных при определении нового курса власти.

  9. Определение условий продажи НОВАТЭК компании «Газпром межрегионгаз Челябинск»

    Эта тема еще раз показывает, что компания НОВАТЭК очень активно усиливает свои позиции на внутреннем рынке газа. Пермский край, Челябинская область – получается, что либерализация газового рынка идет у нас полным ходом, доля Газпрома сокращается. Конечно, мы понимаем, что НОВАТЭК - не простая компания, управляют ею «правильные люди», но, тем не менее, постепенно изменения на внутреннем рынке газа происходят, и думается, что это не последнее приобретение НОВАТЭК.

  10. Обращение польского нефтегазового концерна PGNiK в арбитражный суд

    PGNiK подает в суд, требуя снизить цену на российский газ, при этом у компании нет никаких альтернативных источников газа. Хоть компания и говорит, что скоро построит терминал по поставкам СПГ из Катара, но что значит «скоро»? По сланцевому газу сами поляки определяют дату - 2020 г., чтобы хоть какие-то результаты получить. По СПГ это, в лучшем случае, 2014 г. А что делать? В суд-то они подают сейчас, а не в 2014 г. Получается, что поляки на самом деле понимают, что все эти проекты могут перенестись или не состоятся вовсе. С тем же Катаром тоже вопрос очень серьезный, потому что спрос на катарский СПГ растет очень быстро. В Китае цена на катарский СПГ сейчас фактически в два раза больше, чем в Европе. Конечно, Катару выгоднее туда продавать. То же самое будет происходить в Японии, где спрос на СПГ растет. Вообще на этот терминал в Свиноустье точно ли придет катарский СПГ? Надо сейчас активнее пиарить СПГ, сланец, потому что если начнутся проблемы, то потом уже эту тему не продашь. Поэтому Польша и идет уверенно в суд, надеясь, что психологическая атака приведет к серьезному эффекту, Газпром испугается, и PGNiK получит более выгодные условия. Действительно, PGNiK начинает сокращать потребление газпромовского газа и покупает газ у других компаний. Но это все равно российский газ, он все равно идет из России. Да, там другая формула цены, но ведь самое смешное, что этот газ все равно по происхождению российский. Этот момент очень значимый.


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Рынок Азии: потенциал российского нефтегазового экспорта на восток
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2016 году и перспективы 2017 года
«Газпром»: Голиаф сдаваться не намерен
Противоречия между основными игроками на газовом рынке в России продолжают накапливаться – депрессия на стороне спроса и наращивание предложения независимых производителей ограничивают добычу «Газпрома» и делают конкуренцию за платежеспособных потребителей острее, создавая почву для новых интриг вокруг конфигурации отрасли. На внешних рынках, напротив, складывается позитивная ситуация. Восточное направление также не остается без внимания.
Налоговая политика в отношении нефтегаза в период бюджетного дефицита
Отношения Минфина и отрасли в эпоху «нефти по 100» складывались на основе «ножниц Кудрина» - доходы свыше отметки в 60 долларов за баррель просто срезались в пользу федерального бюджета. Но это позволяло нефтяным компаниям сравнительно спокойно относиться к падению цен на нефть и даже получать выгоду, как бы парадоксально это не звучало. Ведь обвал нефтяных цен традиционно сопровождается падением курса рубля, что выгодно экспортерам. Однако радоваться ТЭКу не пришлось. Столкнушвись с бюджетным дефицитом, Минфин все равно обратил свои взоры на отрасль, придумав для нее новые налоговые изъятия. Министерство получило мощный аргумент в свою пользу: добыча нефти в 2016 показывает рекордный рост, и это позволяет ведомству заявлять, что финансовая ситуация не так и плоха, как о ней рассуждают нефтегазовые компании. В результате бюджетная трехлетка (2017-2019 гг.) может стать для отрасли проблемной, хотя нефтегаз, наоборот, рассчитывал на запуск новой налоговой системы на основе налогообложения прибыли.
Европейский рынок газа – жизнь в эпоху Третьего энергопакета

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики