Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Дружба без границ: как Газпром прорубает двери в Европу

Дружба без границ: как Газпром прорубает двери в Европу

Европейский рынок газа был, остается и, по всей вероятности, еще долгое время будет для России основным и самым перспективным рынком сбыта.

Ежегодные поставки российского газа в Европу колеблются на уровне 140–150 млрд куб. м газа, что составляет около 30% от годовой добычи Газпрома — единственного экспортера газа из России. Сейчас его доля на европейском рынке составляет около 25%. А к 2030 г. концерн рассчитывает довести этот показатель до 30%.

Укрепление и расширение присутствия Газпрома на европейском газовом рынке встречают неприкрытое раздражение некоторых стран — участниц Европейского Союза, а также временные, но частые препоны в виде перекрытия транзита по территории Украины и Белоруссии. Пытаясь застраховать свои транзитные риски при экспорте газа в Европу, Россия активно изучает и уже начала диверсифицировать маршруты экспорта, минуя Украину и Беларусь (Северный и Южный потоки). Но главную ставку Москва все же делает на газотранспортные мощности внутри союзных государств.

Трубы раздора

Нефтегазовые ресурсы любой страны — это большие деньги, амбициозные проекты, крепкая дружба (от которой до лютой ненависти один шаг), сильные обиды и долгоиграющие разбирательства. Так сложилось и у нас. Некогда единое государство под названием СССР после своего раскола оставило каждому по возможностям. У России остались крупные месторождения и, соответственно, колоссальный газовый потенциал, а у Украины — газотранспортные мощности, которые позднее стали называть не иначе как «трубы раздора».

Газотранспотрная система (ГТС) Украины, построенная еще при Советском Союзе, стала главным козырем Киева в политических преферансах с Россией. Именно через Украину идет основной объем экспорта российского газа в Европу — в 2010 г. он составил 94 млрд куб. м.

История непростых газовых отношений Москвы и Киева насчитывает несколько кризисных ситуаций, которые в народе окрестили «газовыми войнами». Суть их всегда заключалась в том, что каждый раз, когда Россия принимала решение ограничить поставки газа на Украину из-за образовавшихся долгов, последняя начинала его «несанкционированный отбор» или попросту воровство. По подсчетам Газпрома в 1990—2000 гг., в результате таких совсем недобрососедских отношений, на Украине оседало до 10 млрд куб. м газа. (для сравнения: Польша потребляет всего 14 млрд куб. м газа в год).

Последняя «газовая война» России и Украины разгорелась в канун Нового 2009 г. Несанкционированный отбор газа из транзитной трубы, который Украина вела с момента прекращения поставок в начале 2009 г. непосредственно украинским потребителям, стал основной причиной остановки транзита сырья в Европу. В результате европейские потребители 12 суток не получали газ через Украину. По экспертным оценкам, убытки Газпрома от «газовой войны» с Украиной 2009 г. составили около 7 млрд долл.

Конфликт 2009 г. завершился подписанием контрактов купли-продажи газа и условиях транзита природного газа через территорию Украины на период до 2019 г. между Газпромом и НАК «Нефтегаз Украины». Помириться — помирились, но, как говорится, осадочек остался. Переговоры В.Путина и Ю.Тимошенко (премьер-министры РФ и Украины в 2009 г.) шли за закрытыми дверями более пяти часов и окончились только к двум часам утра. В отличие от глав правительств двух стран, главы компаний не скрывали своей усталости и раздражительности: на протокольной съемке было очень хорошо видно, как после подписания документов А.Миллер не протянул руку О.Дубине для «дружеского» рукопожатия.

Со сменой политической власти на Украине сменился и глава «Нефтегаза», и премьер-министр. Новый президент Украины Виктор Янукович, первоначально придерживавшийся пророссийского вектора, добился-таки сглаживания условий газовых контрактов и в апреле 2010 г. Газпром и «Нефтегаз Украины» подписали дополнения к контракту на поставку газа, согласно которому «Нефтегаз» получил скидку в размере не менее 30% от цены газа, но не более 100 долл. за 1 тыс. куб. м газа. Скидка распространялась на объемы поставок 30 млрд куб. м в 2010 г., 40 млрд куб. м — в последующие годы.

В результате этих договоренностей Украина будет получать в течение 10 лет порядка 40 млрд долл. экономии, или около 4 млрд долл. в год, говорил В.Янукович. Чуть позднее стало ясно, для чего такие «жертвы»: Россия и Украина также подписали соглашение по вопросам пребывания Черноморского флота РФ на территории Украины. Срок пребывания российской базы на Черном море был продлен на 25 лет с возможностью пролонгации еще на 5 лет.

Но чем дольше команда В.Януковича пребывает у власти, тем стремительнее накаляются газовые отношения Москвы и Киева. Все стартовало с заявления о том, что газовые контракты, подписанные при премьерстве Ю.Тимошенко — кабальны и неподъемны по цене для Украины. И понеслось: с середены 2011 г. каких только аргументов украинской стороны мы не слышали о необходимости снижения цен на газ.

Сначала выяснилось, что у Ю.Тимошенко не было полномочий вести переговоры и подписывать контракты. Потом правительство Украины решило ликвидировать «Нефтегаз Украины», а через несколько часов поправилось, что не ликвидировать, а реструктуризировать. Завершающим аккордом украинских аргументов стал приговор Ю.Тимошенко к 7 годам лишения свободы за превышение полномочий при подписании газовых контрактов с Россией в январе 2009 г. Однако российское правительство, как и Газпром в частности, все это не убедило пойти на поводу у Киева.

Сейчас Газпром и НАК «Нефтегаз Украины» продолжают переговоры о потенциальной возможности корректировки контрактов и обещают до конца года объявить результаты. Так и хочется скрестить пальцы и мечтать, что наступающий Новый год журналистам нефтегазового пула не придется встречать у здания Газпрома.

Газотранспортные мощности Белоруссии представлены магистральным газопроводом Ямал — Европа, по которому ежегодно транспортируется около 30 млрд куб. м газа (находится в собственности Газпрома) и системой газопроводов ОАО «Белтрансгаз» (15 млрд куб. м).

С точки зрения конфликтов с Россией Украина стала шантажистом со стажем, и во многом Белоруссия подражала поведению своих украинских коллег в аналогичных ситуациях. «Газовых войн» с этой страной было меньше, но развитие событий всегда развивалось по украинскому сценарию.

Последний конфликт с Белоруссией произошел в июне 2010 г. Суть его заключалась в том, что «Белтрансгаз» задолжал Газпрому около 200 млн долл. Белорусы не спешили отдавать деньги, в ответ Газпром начал постепенные ограничения поставок газа в республику (всего на 60%), а Минск начал отбор газа, который предназначался для транзита в Европу (около 20%). Стороны «провоевали» порядка 10 дней и окончательно помирились после погашения долгов.

Контракт на поставку российского газа в Белоруссию и его транзит по территории республики истекает в декабре 2011 г., но все обошлось: буквально на днях Москва и Минск объвили о подписании новых договоренностей на 2012—2014 гг., согласно которым Белоруссия в 2012 г. будет платить Газпрому существенно ниже, чем в 2011 г. — 165,6 долл. за 1 тыс. куб. м против 244 долл. в 2011 г.

В переговорах с Белоруссией главным бартером стала покупка 50% «Белтрансгаза». Теперь у Газпрома оказались в собственности все 100% газотранспортной системы Белоруссии, что, как считают в Москве, гарантирует бесперебойный транзит российского газа по ее территории. Всего Газпром заплатил Белоруссии за ее ГТС 5 млрд долл., по 2,5 млрд за каждые 50% акций «Белтрансгаза».

А стоит ли овчинка выделки?

Генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов высказал РБК свое мнение о политических и экономических рисках повторения перекрытия транзита через Беларусь в будещем.

«В принципе, никаких экономических оснований для перекрытия транзита сегодня нет. Именно цена на газ всегда была главной причиной „газовых войн“ — что с Белоруссией, что с Украиной. Так что эту важнейшую тему мы закрыли. Однако Белоруссия — все же другое государство, причем с весьма специфическим лидером, так что политические риски перекрытия транзита есть. Но и они все же минимальны: Лукашенко сегодня не может позволить себе демаршей в отношении России, слишком плотно он прижат к стенке экономическими проблемами и политическими трудностями в отношениях с ЕС. Раньше он пугал Россию уходом в Европу, теперь он этого сделать не сможет. Кроме того, „Белтрансгаз“ — первая ласточка, скупка активов в Белоруссии будет продолжена. Дальше — калий, НПЗ, автпром. Все это будет усиливать зависимость Белоруссии от России. Так что возможность новой „газовой войны“ с Белоруссией минимальна», — считает К.Симонов.

Рассуждая об убытках Газпрома за счет скидки на газ для Белоруссии, К.Симонов прикинул, что они могут составить около 3 млрд долл. «Однако не забывайте, что Газпром получил трубу, а значимость надежного транзита через Белоруссию трудно подсчитать, особенно сейчас, когда идет настоящая битва за европейский рынок газа, и любой просчет нам дорого обойдется, — продолжает К.Симонов. — Кроме того, уже в 2013 г. может так оказаться, что поставки газа в Белоруссию — не просто поставки газа соседней стране, а поставки газа российским предприятиям, находящимся на белорусской территории. Наконец, Газпрому есть что показать Украине — как можно обменять трубу на очень выгодные цены».

Москва уже не первый год пытается получить аналогичные гарантии бесперебойного транзита от Киева. На заявления украинских коллег о необходимости снижения цен на газ Россия повторяет, что это возможно, если бы Украина, как и Белоруссия, стала полноценным участником Таможенного союза или предложила продать свою ГТС. Виктор Янукович почему-то на эти заявления обиделся и сказал: «Мы не позволим, чтобы так с нами говорили». А вот вице-премьер Украины Сергей Тигипко говорит, что можно было бы подумать о приватизации ГТС на условиях консорциума, т. е. по 25% украинской ГТС отдать России и Европе, а 50% оставить себе.

Кстати, идея создания газотранспортного консорциума на Украине, озвученная впервые еще в 2002 г., все время активизируется лишь в моменты острых обсуждений цен на газ, но никаких конкретных результатов не дает.

Как считает экс-пресс-секретарь НАК «Нефтегаз Украина», а ныне независимый украинский эксперт Валентин Землянский, сама Украина и является главным тормозом в вопросе создания пресловутого консорциума. В зависимости от расклада политических сил в стране она (Украина) постоянно изменяла свою позицию по этому вопросу.

К.Симонов считает, что тема трубы для РФ в этом споре все же важнее, чем ТС и евразийство. «Украина чрезмерно политизировала историю с трубой и теперь является заложником этой политизации, — говорит он. — При этом не забывайте, что на Украине давление оппозиции на нынешнее руководство серьезно. Да и Янукович понимает, что труба — единственный способ давления на Россию. Конечно, если Россия построит „Южный поток“, украинская труба вообще не нужна. Но ведь на это уйдет 5–7 лет, а через 5 лет Янукович еще неизвестно где может оказаться. Поэтому он пока предпочитает тактический выигрыш для себя лично, не думая о стратегических интересах государства. Так что пример Белоруссии вроде бы и очевиден, но с Украиной история сложнее. Думаю, в конечном счете все медленно, но пойдет по пути Белоруссии. Сначала Украина отдаст 50%, через какое-то время — и другую половину. Иначе ее экономика просто не выдержит газовых цен. А Россия сможет дать более выгодные цены близким себе предпринимателям, спровоцировав тем самым передел собственности на Украине. Что касается гарантий, было бы полезно иметь в трубе миноритариев из Европы: признание сделки европейцами будет гарантией ее неприкосновенности в будущем, даже при смене власти на Украине».

А вот В.Землянский считает, что Украина ни за что не пойдет на передачу своей ГТС в собственность Газпрома. «Ведь украинская ГТС — это уникальное сооружение СССР, — отвечает он на вопрос РБК. — На мой взгляд, возможны два варианта развития событий: создание газотранспортного консорциума на трехстронней и двухстронней основе. Это было бы очень выгодно для европейских стран, в частности для Германии, так как это давало бы ей существенную скидку на газ».

Кроме того, В.Землянский считает, что создание консорциума определенно даст 100%-ю гарантию бесперебойного транзита российского газа по территории Украины и «никаких „но“ не может быть». «Для Украины будет самоубийственным шагом повторить сценарий 2009 г. Украина поставит на себе жирный крест», — считает он.

Заключение

В тихой Европе и даже заатлантических странах, взирая на то, как Россия выстраивает газовые отношения с соседями, забили тревогу. В Госдепе США, после объявления покупки Газпромом белорусской ГТС, призвали Европу обратить пристальное внимание на модернизацию ГТС Украины, через которую идет основной поток экспорта российского газа в ЕС. Иными словами, как можно скорее принять участие в этой модернизации и недопустить повторения белорусского сценария.

Очевидно, что Россия и Европа ставят прямо противоположные цели в своих газовых стратегиях на долгосрочную перспективу. Газпром активно изучает способы расширения своего присутствия в Европе, последняя не на шутку озабочена снижением зависимости от российского газа. Так что России еще предстоит отразить скрытые угрозы, которые исходят от Европы, но это уже совсем другая история.

Автор: Софья Пекарихина

Источник: РБК, 12.12.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики