Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > ФАС уполномочен заявить

ФАС уполномочен заявить

Принятие «третьего антимонопольного пакета» едва ли поможет усилить конкуренцию в нефтегазовом секторе России.

В начале декабря Дмитрий Медведев подписал так называемый третий антимонопольный пакет — поправки к законам «О защите конкуренции», «О естественных монополиях», «О приватизации государственного и муниципального имущества» и к некоторым другим. Разработчиком поправок выступила Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Пакет был принят правительством РФ в июне 2011 года после почти двухлетних бурных дискуссий, Госдума одобрила законы осенью. Документ содержательно широк, но на некоторых его пунктах стоит заострить особое внимание. И, учитывая стратегическую значимость ТЭК в экономике страны, логично детально рассмотреть его применительно именно к этой отрасли.

В документе есть пункт, характеризующий такое понятие, как «монопольно высокая цена»: уточняется, что таковой нельзя признать цену, сложившуюся в ходе биржевых торгов (правда, только в случае, если она не превышает уровень мировых цен). И здесь сразу возникает вопрос: если, например, иметь в виду внутренний рынок нефтепродуктов, который не первый год сотрясают топливные кризисы, что в данном случае считать отправной точкой — среднюю цену литра базового бензина в Роттердаме или же на американском рынке? Да и хватит ли у регуляторов ресурсов для мониторинга столь непрозрачной сферы, как ценообразование на внутреннем рынке нефтепродуктов? Плюс ко всему биржевая торговля — это отдельная больная тема. Как признаются сами участники рынка, на торговых площадках присутствуют трансфертное ценообразование и «псевдоторговля», когда через биржу поставщик в лице вертикально интегрированной нефтяной компании (ВИНК) продает объем аффилированной сбытовой «дочке».

Обращаясь к истории, важно заметить, что «второй антимонопольный пакет», принятый в 2009 году, ужесточил ответственность компаний за нарушение антимонопольных законов — вплоть до тюремных сроков для создателей картелей в случае рецидивов. Однако и с третьим пакетом дело может ограничиться тем, что компаниям — жертвам антимонопольных расследований — будут выписывать ритуальные штрафы за картели. Ритуальные потому, что, хотя они и носят звучное название «оборотные», юридически касаются лишь мелких «дочек» ВИНК, на обороты которых и начисляют сумму штрафа.

Таким образом приходим к выводу, что монополизм в ТЭКе нужно сдерживать не за счет расширения полномочий регуляторов, а с помощью концептуальных решений — например, создавая системы независимой переработки. А уж выбор алгоритма такой реформы (подразумевающей расчленение ВИНК на добытчиков и сбытовиков, покупку или строительство новых НПЗ для независимых игроков отрасли) и ее платформы остается в полной компетенции государства.

Помимо проблемы ценообразования заслуживает внимания еще один важный пункт, упомянутый в документе. Поправки к законам предусматривают право правительства РФ определять правила недискриминационного доступа к объектам инфраструктуры товарных рынков в сферах естественных монополий, а также к товарам, технологически к ним присоединенным.

На первый взгляд, эта инициатива — в определенной мере победа нефтяных компаний, они теперь смогут просить у правительства доступ к газотранспортной системе (ГТС) «Газпрома». Это и победа вице-премьера по ТЭКу Игоря Сечина, который не один год активно ратовал за либерализацию допуска к газовой трубопроводной инфраструктуре. Однако «Газпром» по-прежнему будет финальной инстанцией — в его власти определять, дать ли место для газа нефтяников или же заявить о физической невозможности принять дополнительные объемы газа в систему.

Можно предположить, что правительство по-прежнему останется в роли арбитра и предпочтет спускать разбирательства между «Газпромом» и независимыми производителями газа на корпоративный уровень. Ведь сейчас приоритеты у власти иные (по крайней мере до весны). С приближением даты президентских выборов подковерная политическая борьба будет только усиливаться. Уже не тайна, что кабинет министров после избрания и процедуры инаугурации нового президента ждут серьезные кадровые ротации (о чем, кстати, не раз упоминал президент Медведев). Логично заключить, что, скорее всего, кардинальных перемен в ситуации с допуском к национальной ГТС не будет — нефтяники по-прежнему будут ущемлены в своих правах. А «Газпром» продолжит гнуть свою линию, в первую очередь опираясь на административный ресурс, способный противостоять давлению регуляторов и конкурентов.

Автор: Александр Пасечник, руководитель аналитического управления ФНЭБ

Опубликовано: Профиль, 12.12.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики