Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Лукашенко отказался от премии

Лукашенко отказался от премии

Россия и Белоруссия договорились об условиях поставок нефти в рамках общего рынка. Годовую скидку из-за отмены премии к цене белорусское правительство оценивает в $700 млн, расчеты источников в отрасли скромнее – $375 млн. Схема предусматривает поставки в Россию бензина из Белоруссии: это страховка от топливного кризиса, который может стартовать летом 2012 года.

Россия и Белоруссия утвердили новые условия поставок нефти на 2012–2015 годы. Концерн «Белнефтехим» заявил о согласовании новой формулы ценообразования «в соответствии с соглашением о порядке организации ... общих рынков нефти и нефтепродуктов Белоруссии, Казахстана и России, подписанным в рамках создания Единого экономического пространства».

Соглашение подписали представители белорусских «Белнефтехима», «Нафтана» и Мозырского НПЗ, а также российских «Роснефти»,«Газпром нефти», «ЛУКойла» и «Сургутнефтегаза».

Доли в поставках (в 2012 году общий объем составит 21,5 млн тонн) российские нефтяники не раскрывают.

«Премия отменяется. Пересмотрена формула цены», – цитирует белорусское агентство AFN.by анонимного представителя «Белнефтехима». По его словам, новая цена российской нефти для Белоруссии будет на $20–40 за тонну ниже цены текущего года (средняя цена за 2011 год составляет $437 за тонну).

В начале года российские нефтяники добились включения в формулу цены беспошлинной нефти для Белоруссии дополнительных $45 на тонну, чтобы обеспечить равную доходность при поставках нефти по всем направлениям.

По словам источника, общая экономическая выгода Белоруссии от новых условий поставок за четыре года составит $1,5 млрд.

Но официальные оценки белорусских чиновников значительно выше. Премьер-министр Белоруссии Михаил Мясникович заявил, что для белорусской стороны выгода от новых условий нефтяных поставок достигнет $700 млн в год. Сумма примерно соответствует экономии на отмене премии с учетом объема поставок.

«Вероятно, в формуле изменилась структура премии к нетбэк (цена без учета экспортных пошлин и транспортных расходов), – полагает источник в нефтяной отрасли. – Премия зависит от бюджетных отношений стран, в следующем году отношения России и Белоруссии, как партнеров по ЕЭП, выйдут на новый уровень». Кроме того, формула привязана к объемам поставок, которые также изменились (в 2011 году белорусские заводы закупили 18 млн тонн).

«Если речь идет не о перераспределении доходов от пошлин, а о скидке, то получается, что деньги теряют российские компании, которые заключали сделку», – отмечает Константин Симонов, глава Фонда национальной энергетической безопасности. По его мнению, компенсацией для нефтяников может стать продажа белорусских нефтеперерабатывающих заводов в ходе приватизации.

Альтернативный вариант снижения стоимости нефти для Белоруссии, по мнению Симонова, может предусматривать частичное перераспределение доходов от экспортных пошлин. По соглашениям, заключенным весной 2011 года, Россия поставляет нефть в Белоруссию, не взимая пошлины. Если же Белоруссия экспортирует свои нефтепродукты за пределы Таможенного союза, доход от экспортных пошлин полностью перечисляется в российский бюджет (за 2011 год эти перечисления должны составить около $3,5 млрд).

«$700 млн выгоды, о которых говорит Мясникович, могут являться частью этих пошлин», – считает Симонов.

Также новые соглашения впервые предусматривают возможность поставок белорусских нефтепродуктов на территорию России. Но Белоруссия не сможет продавать все нефтепродукты, полученные из российской нефти.

Часть поставок в Белоруссию российские компании по новым условиям смогут осуществлять на условиях процессинга. То есть платить белорусским НПЗ за переработку, забирая нефтепродукты для собственных нужд. В «ЛУКойле» «Газете.Ru» сообщили, что компания сможет поставлять на условиях процессинга до 50% своих объемов. В «Газпром нефти» также заявили, что часть поставок пойдет на процессинг.

Михаил Перфилов из Argus Media напоминает о системном дефиците топлива в России. «Весной и летом это бензин, осенью и зимой – авиакеросин, – поясняет эксперт. – Во время весеннего кризиса Россия закупала бензин у Литвы».

Следующим летом, по словам Перфилова, нефтяники ожидают еще более серьезный дефицит, так как многие НПЗ крупных компаний встанут на долгосрочные ремонты.

Это вызвано требованием властей повысить качество выпускаемого топлива – заводы начнут проводить модернизацию мощностей. «Скорее всего, речь не идет о стабильных постоянных поставках нефтепродуктов из Белоруссии, – полагает Перфилов. – Белоруссия будет поставлять топливо в пиковые для российского рынка периоды».

Но белорусские нефтепродукты в массе качественнее российских. «В основном страна поставляет продукцию своих НПЗ в Евросоюз и на Украину, где ее покупают с премией за качество», – рассказывает Перфилов. Таким образом, России придется покупать топливо по европейским ценам.

Директор по стратегическому развитию ИАЦ «Кортес» Павел Строков успокаивает: цену будет определять российский рынок. «Сейчас в России разница в цене между бензинами стандарта «евро-3» и «евро-4» крайне невелика, – отмечает эксперт. – В данном случае гораздо более важен тот факт, что поставки из Белоруссии действительно помогут покрыть растущий российский спрос».

Авторы: Алексей Топалов, Денис Лавникевич (Минск)

Источник: Газета.RU, 16.12.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики