Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Лишняя труба

Лишняя труба

«Газпром» впервые признал, что судьба мегапроекта «Южный поток» стоимостью почти $30 млрд зависит от переговоров с Украиной. Если условия Киева устроят Москву, труба может остаться на бумаге

Реализация «Южного потока» зависит от переговоров с Украиной, проект «всегда был привязан» к этой стране, признал вчера в беседе с «Интерфаксом» предправления «Газпрома» Алексей Миллер. «Южный поток» задумывался как альтернатива украинской трубе, через которую идет 2/3 экспорта концерна в дальнее зарубежье. Но сейчас Киев и Москва снова обсуждают создание СП на базе украинской газотранспортной системы (ГТС). Очередной раунд переговоров — 15 января. В случае их успеха для «Южного потока» возможны три варианта: меньшая мощность, перенос срока строительства или вообще отмена проекта, отмечает источник, близкий к «Газпрому». То же говорит и чиновник российского правительства.

Представитель «Газпрома», который две недели назад уверял, что «Южный поток» «будет идти по графику вне зависимости от переговоров со странами-транзитерами», вчера от комментариев отказался.

По прежнему плану «Газпрома» «Южный поток» должен был заработать в конце 2015 г. Оценка морского участка — около 10 млрд евро, сухопутных трасс по Европе — порядка 5,5 млрд евро. Подготовка российской системы под этот проект — реконструкция и расширение — потребует 291 млрд руб. только в 2013-2014 гг. (оценки из прогнозного бюджета «Газпрома»). Итого — почти $30 млрд.

Этот проект не нужен, если Украина отдаст долю в своей ГТС, убеждали «Газпром» эксперты. Правда, эта тема обсуждается больше 10 лет. В 2003 г. даже учреждалось ООО «Международный консорциум по управлению и развитию газотранспортной системы Украины», в котором «Газпром» получил 50%. Пока шли переговоры по этому СП, концерн приостанавливал реализацию «Северного потока» (в обход Украины по дну Балтийского моря). Но консорциум так и не заработал, и «Северный поток» был запущен в ноябре.

С вводом обходных газопроводов ценность украинской системы теряется, признал на днях президент страны Виктор Янукович: «Нам утерли нос». Украине, по словам президента, не стыдно возвращаться к вопросу о создании газотранспортного консорциума: «Вместо шума, который был о том, что это наше богатство, мы получим металлолом. Я не хочу, чтобы наша ГТС была на обочине, отброшена и никому не была нужна».

Совершенно очевидно, что Янукович готов на сделку с трубой, вопрос в цене, говорит гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Однако никто так и не сказал, получит ли «Газпром» право собственности на трубу, указывает директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин: пока все говорят только про консорциум, который займется управлением системы.

Вопрос о продаже украинской ГТС не обсуждается и не будет обсуждаться, заявил на днях председатель Верховной рады Украины Владимир Литвин. А экс-премьер Юлия Тимошенко отправила письмо Януковичу, где отмечает: «Не додумайтесь отдать газотранспортную систему [России]. Это наш последний стратегический ресурс». По предложению украинской стороны газотранспортный консорциум должен заниматься транспортировкой газа, видимо, у него будут необходимые для этого активы, отмечает представитель украинского правительства, но детали не раскрывает.

По его словам, консорциум предлагается трехсторонний: Украина — Россия — ЕС. Москва пока против, говорят российские чиновники. «Газпром» не хочет приглашать туда даже партнеров по черноморскому участку «Южного потока» — Eni, Wintershall и EdF, отмечает источник, близкий к концерну. Что об этом думают сами партнеры, вчера выяснить не удалось: представитель EdF от комментариев отказался, остальные на вопросы «Ведомостей» не ответили.

Если «Газпром» все же договорится с Украиной, то выиграет даже с учетом многочисленных рисков, считает Корчемкин: нет гарантий, что Украина не передумает через пару лет, соседи ждут скидки на газ, потери «Газпрома» на которой могут составить $4-5 млрд только в 2012 г., не известно, сколько будет стоить доля в газотранспортном СП (белорусский «Белтрансгаз» обошелся «Газпрому» в $5 млрд даже при ценовых преференциях еще примерно на $6 млрд за три года), перечисляет он. Плюс остается технический риск — украинской системе нужна модернизация. «Однако существующая труба всегда лучше той, что еще не построена», — резюмирует Корчемкин. Вчерашнее заявление Миллера — это тоже шаг навстречу сделке с Украиной, добавляет Симонов.

Автор: Елена Мазнева

Источник: Ведомости, 27.12.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики