Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Будущее Nabucco под вопросом (аудио)

Будущее Nabucco под вопросом (аудио)

Судьба европейского проекта Nabucco решится уже в середине 2012 года. Эксперты связывают это с прогрессом в переговорах между Турцией и Азербайджаном по строительству Трансанатолийского газопровода

В Баку заявляют, что планируют подписать соглашение в ближайшее время. На этом фоне европейская пресса активно критикует Азербайджан и вновь предупреждает об опасности российского проекта «Южный поток».

Запуск TANAP может окончательно изменить концепцию поставок газа в Европу на южном направлении. Сейчас она развивается в рамках проекта «Южный коридор» и предполагает строительство трех газопроводов: ITGI (Турция-Греция-Италия), TAP (Греция-Албания-Италия) и Nabucco (Прикаспийский регион-Турция-Европа).

Коридор призван диверсифицировать поставки голубого топлива в Старый Свет, в первую очередь снизить зависимость от российского газа. Основная партия отводилась проекту Nabucco, который должен связать Прикаспийский регион с Турцией. Когда проект презентовали, то прогнозировали, что поставщиками для него станут Иран, Туркмения и Азербайджан. По объективным причинам единственным поставщиком сейчас может стать Баку — и то, когда будет запущена вторая очередь месторождения Шах-Дениз.

«Запросы» Nabucco в этой ситуации автоматически ставят под угрозу реализацию всего «Южного коридора», считает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:

«Запуск месторождения Шах-Дениз даст 16 миллиардов кубометров газа. А заявок уже на три трубы на 49 миллиардов кубометров газа. Проект «Набукко» планировался мощностью более 30 миллиардов кубов, что, конечно, делает его самым слабым звеном из этой триады. Потому что азербайджанский газ ему нужен полностью. Поэтому труба будет построена из Азербайджана через Турцию в Европу. Но это будет не газопровод «Набукко».

Что это за труба — стало очевидно в конце 2011 года, когда Анкара и Баку подписали Меморандум о взаимопонимании по строительству газопровода TANAP. Он должен поставить газ с месторождения Шах-Дениз до западных границ Турции. Его заявленная мощность -16 миллиардов кубометров, стоимость — 7 миллиардов евро. Для сравнения: стоимость Nabucco уже превысила 15 миллиардов. В составе консорциума — турецкая BOTAS и азербайджанская SOCAR, они ранее покинули Nabucco почти синхронно с немецкой RWE. С другой стороны, европейские банки заявили о поддержке проектов TAP и ITGI.

Таким образом, и Европа и Анкара делают ставки на более экономически выгодные проекты, полагает президент Института энергетики и финансов Владимир Фейгин:

«В этом году Азербайджан определится по поводу транспортировок основных объемов газа. В той ситуации, которая сейчас складывается с развитием европейского рынка в кризисных условиях, наибольшие шансы имеют эти среднего масштаба газопроводы. А „Набукко“ опять отойдет в сторону, но интрига сохранится».

В сохранении этой интриги заинтересованы почти все участники, уверены эксперты. Для Брюсселя это вопрос статуса, ведь Nabucco должен был полностью освободить Европу от «газового диктата Москвы». Однако и у Баку есть свои резоны сохранять неясность в отношении Nabucco. Недаром глава Госнефтекомпании страны Ровнаг Абдуллаев на днях подчеркнул, что TANAP не нацелен против этого проекта. Отдельные аналитики полагают, что вопрос доступа к газу с Шах-Дениза может использоваться при обсуждении Нагорно-Карабахского вопроса.

Спекуляции вокруг будущего Nabucco спровоцировали и новую волну критики российского проекта «Южный поток». Однако Европе не стоит бояться монополизации рынка на южном направлении, считает эксперт Константин Симонов. И обострение конкуренции за азербайджанский газ не приведет к автоматическому усилению Москвы, уверен он:

«По самым скромным оценкам, к 2020 году импорт газа в Европу увеличится на 100 миллиардов кубометров. Поэтому 16 миллиардов кубометров со второй очереди Шах-Дениза для Газпрома серьезной угрозы не представляют. Для „Южного потока“ в Европе место есть. Тем более что нынешняя зима очень четко показала: все разговоры про избыток предложения газа, к сожалению, не всегда работают. Так же как и спотовый рынок. И никакой Азербайджан с Ираном и Катаром не помогут. Сегодня „Набукко“ конкурирует не с „Южным потоком“, а с другими европейскими трубопроводами. Это достаточно уникальная ситуация. Просто мне кажется, что многие европейцы еще не осознали изменения здесь вектора борьбы».

Примечательно, что, когда участники консорциума Nabucco стали уходить из него в турецкий проект, европейские СМИ проявили особую эмоциональность. Немецкий Spiegel даже посвятил несколько статей нарушению прав человека в Азербайджане.

Автор: Полина Черница

Источник: Голос России, 16.02.2012


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики