Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украинские трубы ушли в оппозицию

Украинские трубы ушли в оппозицию

Правительство Украины может запретить аренду национальной газотранспортной системы, на которую претендует российский «Газпром». Киев готов пойти на это, чтобы запустить реорганизацию «Нафтогаза» по схеме Евросоюза и привлечь инвестиции в модернизацию трубопроводов.

Правительство Украины может отказаться от передачи национальной газотранспортной системы в аренду. В пятницу замминистра энергетики и угольной промышленности страны Владимир Макуха заявил, что украинские власти поддерживают проект реорганизации газового концерна «Нафтогаз», предложенный оппозицией.

Документ в отличие от правительственного варианта содержит запрет на долгосрочную аренду газовых труб.

Правительство предлагало реорганизовать «Нафтогаз Украины» в соответствии с нормами европейского законодательства (разделить компанию на транспортное и добывающее предприятия, как того требуют положения Третьего энергетического пакета Евросоюза) и законодательно разрешить аренду трубопроводов. В частности, речь шла о снятии запрета на распоряжение фондами «Нафтогаза» и о том, чтобы разрешить реорганизацию госпредприятий магистрального трубопроводного транспорта.

Этот проект парламент Украины пытался принять в первом чтении с начала года, но оппозиция неоднократно (в том числе и в пятницу) блокировала трибуну и президиум Верховной рады, требуя снять документ с рассмотрения.

Оппозиционные фракции считают, что передача ГТС в бессрочную аренду фактически означает приватизацию ключевого для экономики актива, несмотря на то что президент Виктор Янукович ранее неоднократно заявлял о намерении оставить газопроводы в собственности государства.

Правительство Украины утверждало, что о приватизации речь не идет, а принятие закона об аренде позволит быстрее начать модернизацию ГТС, так как можно будет привлечь сторонних инвесторов (по оценкам украинских экспертов, модернизация обойдется в $5—7 млрд).

«Сегодня мы уже имеем определенные проблемы, у нас фактически остановилась реализация первого пилотного проекта по модернизации ГТС Украины — модернизация газопровода Уренгой — Помары — Ужгород, которая предусматривала привлечение средств европейских финансовых институций», — отметил Макуха.

По его словам, европейские финансовые организации отказываются предоставлять средства до тех пор, пока Украина не начнет реформирование нефтегазового комплекса, и принятие альтернативного законопроекта может стать первым шагом на пути реформы.
Такой проект (с запретом на приватизацию и долгосрочную аренду ГТС) предложил депутат Верховной рады Юрий Кармазин (фракция «Наша Украина — Народная самооборона»).

Если бы украинские власти приняли законопроект, разрешающий аренду, это дало бы возможность создать консорциум по управлению ГТС, о котором говорят уже несколько лет. Рассматривались варианты трехстороннего партнерства — с участием российского «Газпрома» и европейских компаний — и двустороннего — без европейцев.

Москва настаивала на втором варианте. В этом случае Украина могла бы получить скидку на российский газ, которой добивается почти два года.

На днях секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Андрей Клюев заявил, что Киев не исключает создания консорциума и без участия Европы, если Украине будут предложены выгодные условия. Но в пятницу он заявил, что считает лучшим вариантом трехсторонний консорциум.

Председатель правления украинского Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко полагает, что вариант консорциума окончательно не отвергнут. «Пока голосования по вопросу не было и правительство поддерживает проект оппозиции только на словах», — указывает политолог.

По его словам, власти пытаются снять напряженность вокруг вопроса аренды ГТС и демонстрируют готовность к компромиссу. «Это тактический ход, — говорит Фесенко. — Если будет достигнуто взаимоприемлемое соглашение по газу с Россией, Рада вполне может проголосовать за разрешение аренды: украинская оппозиция в таких вопросах ничего не решает, так как у нее нет большинства голосов».

Но глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин говорит, что окончательное инвестиционное решение по проекту «Газпрома» — газопроводу «Южный поток» — лишает смысла транзитный консорциум (инвестрешение должно быть принято в конце текущего года, после введения в строй «Южного потока» транзит российского газа через Украину упадет со 115 млрд кубометров до нуля).

«А газотранспортный консорциум, обеспечивающий монопольное положение «Газпрома» на Украине, Киеву не нужен», — указывает эксперт.

«Вариант с приглашением европейских бизнес-структур фактически отпал — ни одна компания не проявила заинтересованности, — добавляет глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. — Россия сейчас считает свои переговорные позиции настолько сильными, что согласится только на белорусский вариант: 50% ГТС «Газпром» получает сразу, причем не в аренду, а в собственность, а остальные позже, возможно, через несколько лет».

Автор: Алексей Топалов

Источник: Газета.RU, 16.03.2012


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики