Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Российскую «коммуналку» подвергнут заморозке

Российскую «коммуналку» подвергнут заморозке

Правительство России наконец-то обратило внимание на жилищно-коммунальное «болото». Привести в чувство неэффективную и крайне затратную отрасль намереваются самым радикальным образом — заморозив тарифы на коммунальные услуги. Опрошенные обозревателем «РусБизнесНьюс» эксперты отмечают, что «замороженное» ЖКХ умрет, если власти одновременно не умерят аппетиты менеджеров энергетических и коммунальных компаний.

Первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Елена Николаева посулила топливно-энергетическому комплексу трудную жизнь. По ее словам, Владимир Путин после президентской инаугурации намерен заморозить цены на энергоносители и зафиксировать на три года коммунальные тарифы. Эта мера, полагают в руководстве страны, заставит предприятия отрасли оптимизировать свою деятельность и не залазить при каждом удобном случае в карман потребителя.

Заведующий лабораторией Института энергетических исследований Российской академии наук Андрей Хоршев полагает, что теоретически заморозить коммунальные тарифы на три года (при одновременном фиксировании цен на энергоресурсы) в принципе можно, если у власти имеется полноценный источник инвестиций в отрасль. Сегодня таковым являются лишь тарифы. Компании, получившие в ходе реформы энергетические активы, нацелены в основном на «снятие пенок» с уже имеющихся производственных мощностей. Вкладывать средства в модернизацию технической базы они не рискуют, так как им никто не может гарантировать их возврат. Кроме того, работающие в регионах компании в большинстве своем не способны в короткие сроки аккумулировать необходимые для апгрейда финансовые ресурсы без помощи государства и муниципалитетов.

На практике у сторонников заморозки могут возникнуть дополнительные проблемы. Эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков считает, что создаваемый в настоящее время свободный рынок не предусматривают регулирование цен. Проблем в связи с реформированием электроэнергетики более чем достаточно и без заморозки цен, так как тарифы для продажи электроэнергии населению устанавливает государство, а покупают ее на рынке по свободной цене сбытовые компании. Это порождает перекрестное субсидирование, от которого власти много лет хотят избавиться, но пока безуспешно. Замораживание тарифов ЖКХ приведет к еще большей нагрузке на бизнес, поскольку электричество объективно будет ежегодно дорожать. Подобная ситуация может загнать коммунальщиков в капкан: они не смогут заложить в тариф даже инфляцию и вряд ли с дефицитом протянут три года.

Руководитель дирекции по поставкам электрической энергии и мощности ОАО «Свердловская энергогазовая компания» Вячеслав Гейде полагает, что перекладывание реальных затрат на энергоресурсы с одних групп потребителей на других, скорее всего, неизбежно, поскольку полностью рыночной энергетики в России быть не может. Но осуществлять это надо грамотно, учитывая интересы звеньев всей цепочки — начиная от производителя первичного энергоресурса и заканчивая конечным потребителем коммунальной услуги, — используя меры не только государственного регулирования, но и поддержки. Задача эта непростая, требующая тщательнейшей проработки и длительного времени на ее решение.

В.Гейде убежден, что продуманные и комплексные действия властей на работе энергетических компаний не скажутся, поскольку любое предприятие постоянно должно думать о снижении собственных затрат и улучшении качества продукции и услуг. Фиксированные же на долгосрочный период цены (тарифы), как правило, делают производителя и потребителя энергоресурсов более лояльными друг к другу. Доверительные отношения сказываются как на платежной дисциплине, так и на совместном внедрении энергосберегающих проектов, с понятной и предсказуемой для всех сторон эффективностью. У компаний появляется новый стимул к развитию.

Генеральный директор ЗАО «ГАЗЭКС» Денис Паслер продемонстрировал это на практике, пообещав в 2012 году не пересматривать тариф на транспортировку газа для потребителей Свердловской области. При этом компания намерена вложить в производство на 18% больше средств, чем в 2011-м. Рост инвестиций, утверждает топ-менеджер, стал возможен благодаря модернизации сетей, строительству новых объектов газоснабжения и эффективной структуры управления.

ГАЗЭКС готов заморозить тариф при условии, что ОАО «Газпром» не увеличит стоимость топлива для населения более чем на 15%. А вот за это никто поручиться не может. Газовому монополисту, утверждает И.Юшков, необходимы деньги на множество проектов — в том числе на газификацию регионов. Сможет ли президент Владимир Путин в этих условиях остановить рост цен на газ — большой вопрос. Впрочем, даже если власть и проявит волю, отдачи от замораживания цен может и не быть: по словам экспертов, прямой связи между тарифами и эффективностью компаний нет.

Вячеслав Гейде убежден, что фиксирование тарифов само по себе не приведет к существенной оптимизации деятельности организаций коммунального комплекса. Государство должно поощрять компании внедрять современные эффективные технологии и, возможно, софинансировать отдельные виды работ — например, модернизацию систем теплоснабжения городов и поселков.

Проблема заключается в том, что денег на модернизацию у государства нет. Игорь Юшков обращает внимание на тот факт, что даже государственный «МРСК Холдинг» разработал свою инвестиционную программу стоимостью 1,8 триллиона рублей на 2011–2015 годы из расчета 20% роста тарифов в год. Отказать энергетикам власти вряд ли смогут: им действительно нужны большие средства на обновление изношенного оборудования. От этого зависит энергетическая безопасность страны: в России сейчас нет ресурсов для замены крупных электростанций, и если какая-либо станция остановится, заменить ее будет уже нечем.

Существенный источник ресурсов эксперты видят в повышении прозрачности компаний сферы энергетики и ЖКХ, а также в ужесточении ответственности руководителей за использование полученных от потребителей денежных средств. Вот только отважатся ли на этот шаг власти — большой вопрос. До сих пор все самые больные вопросы, включая и коррупцию, Кремль предпочитал «замораживать». Похоже, дошла очередь и до ЖКХ.

Автор: Владимир Терлецкий

Источник: РИА РусБизнесНьюс, 17.04.2012


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики