Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Акционеры бегут из Nabucco

Акционеры бегут из Nabucco

В газопроводный проект Nabucco перестали верить его акционеры. Венгерский премьер-министр Виктор Орбан заявил, что Венгрия выходит из проекта, предпочтя ему российский «Южный поток». Эксперты отмечают, что Nabucco действительно прошел точку невозврата: он теряет шансы даже на те поставки газа, о которых ранее договорились акционеры проекта.

 

Венгрия выходит из газопроводного проекта Nabucco. Об этом заявил в понедельник венгерский премьер-министр Виктор Орбан. По его словам, проект сталкивается с трудностями, и поэтому «даже венгерская MOL покидает его».

MOL, владеющая 16,67% Nabucco, в понедельник заявила, что вокруг проекта «существует много неопределенностей, которые сложно игнорировать», официально не подтвердив и не опровергнув свой выход из Nabucco.

New York Times со ссылкой на официального представителя Nabucco Gas Pipeline International GmbH (компания-оператор) Кристиана Долезала сообщает, что каких-либо сведений о выходе MOL или ее «дочки» FGSZ из проекта нет. «Насколько я знаю, положение MOL Group в проекте и ее обязательства остаются без изменений», — заявил Долезал.

Газопровод Nabucco должен снизить зависимость европейского рынка от российского газа и предназначен для поставок в страны Европы газа из Прикаспийского региона, а в перспективе, возможно, из Ирана и Ирака. В проекте Nabucco с равными долями по 16,67% участвуют австрийская OMV Gas & Power GmbH, венгерская MOL, болгарская Bulgargaz, румынская Transgaz, турецкий Botas и германский RWE Supply & Trading GmbH. Инвестиции оцениваются примерно в 7,9 млрд евро, но прошлым летом появилась неофициальная информация, согласно которой оценка затрат выросла почти вдвое — до 12—15 млрд евро. Эксперты объясняли это ростом цен на металл и трубы.

 

Сроки ввода газопровода в строй уже неоднократно переносились, последний раз Nabucco Gas Pipeline заявляла об их смещении с 2015-го на 2017 год. В основном это связано с тем, что акционеры до сих пор не нашли поставщика газа в трубу: с Ираном Европа не может договориться из-за политической напряженности, а Туркмения, которая заявляла, что обеспечит поставки, пока тянет время. Процесс осложняется также из-за отсутствия договора о разделе Каспия — именно с месторождений каспийского шельфа должны поступать основные объемы газа.

Орбан особо отметил, что стоимость проекта постоянно растет. Кроме того, сохраняется неопределенность с мощностью и протяженностью трубы, что также связано с увеличивающейся стоимостью. В марте стало известно, что большая часть акционеров проекта одобрили сокращение изначально запланированной протяженности газопровода (3900 км) почти вдвое. Обновленный проект, получивший название Nabucco West, будет проложен до Австрии не от Прикаспийского региона, как предполагалось, а от турецко-болгарской границы. Также говорилось и о снижении в два раза мощности трубы.

 

Венгрия делает ставку на российский проект «Южный поток», который с самого начала считался главным конкурентом Nabucco. У российской трубы нет проблем с ресурсами.

 

Орбан отметил, что Россия проявляет все большую активность в реализации «Южного потока», в котором Венгрия также принимает участие. «Для Венгрии существуют простые экономические причины в пользу участия в российском проекте», — заявил венгерский премьер-министр.

«Заявление Орбана адресовано в первую очередь Брюсселю, — говорит глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. — Венгерский премьер понимает, что Nabucco как проект фактически находится «при смерти», и первым открыто заявляет об этом: это своеобразный ответ Евросоюзу на обвинения Венгрии в ущемлении демократии (ЕС начал говорить об этом после того, как венгерское правительство начало менять конституцию)».

Nabucco, по словам Симонова, действительно уже прошел точку невозврата.

 

«Единственный газ, о котором акционеры Nabucco вроде бы смогли договориться, — 10 млрд кубометров с азербайджанского месторождения Шах-Дениз — и тот в их трубу не пойдет, — отмечает Симонов. — Азербайджан ясно дал понять, что заинтересован в газопроводе, в котором у него будет контрольный пакет, и поэтому лоббирует трубу TANAP (Трансанатолийский газопровод, который должен соединить Азербайджан и Турцию, и уже из Турции азербайджанский газ пойдет в страны Евросоюза)».

При отсутствии гарантий поставок газа в Nabucco не могут быть заключены контракты с потребителями, а при отсутствии контрактов банки не дадут кредит на строительство трубы, напоминает эксперт.

Важна даже не столько судьба трубы Nabucco, сколько сам факт поставок газа из Каспийского региона, считает глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин:

 

«Приход каспийского газа в ЕС кратчайшим путем через Турцию неизбежен. Будет ли этот проект называться Nabucco – не столь важно». Этот газ составит серьезную конкуренцию российскому на европейских рынках, отмечает эксперт: добыча газа в Капийском регионе и его доставка в ЕС окажется дешевле, чем, например, добыча и транспортировка в Европу газа с полуострова Ямал. «Туркмения и Азербайджан могут продавать европейцам свой газ дешевле, чем «Газпром», но при этом получать больше прибыли, – говорит Корчемкин. – Поэтому для инвесторов газ Каспийского региона привлекательнее ямальского».

Автор: Алексей Топалов

Источник: Газета.RU, 24.04.2012


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики