Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Политический бензин

Политический бензин

Правительство надеется, что проблема роста цен на топливо решится сама собой

Минэкономразвития, воспользовавшись небольшим промежутком между майскими праздниками, сказало горькую правду, о которой до этого неоднократно говорили независимые эксперты: потребительские цены на бензин продолжат свой рост. Такой прогноз ведомство Эльвиры Набиуллиной дало в последнем обзоре потребительских рынков.

Представители Союза нефтегазопромышленников пытаются доказать, что это не так. Что цены на бензин в конце весны – начале лета традиционно растут лишь из-за сезонного фактора: начинается посевная, да и на дорогах появляется больше автолюбителей. Но подорожания топлива из-за индексации тарифов в июле не будет. Да и в целом по году средний уровень цен на бензин не пробьет психологически важную отметку в 30 рублей. Однако можно ли верить этим успокаивающим речам?

Действительно, цены на бензин на заправках с начала года и до апреля практически не менялись, но это – результат неформальных договоренностей Минэнерго и нефтяных компаний. Сейчас, когда президентские выборы прошли, и новый глава государства официально вступил в должность, срок действия этих соглашений истек.

Минэкономразвития вообще утверждает, что с начала года оптовые цены на бензин марки АИ-92 увеличились на 4 %. По данным Росстата, розничные цены в апреле выросли впервые с ноября. В декабре – феврале бензин дешевел на 0,3 %, в марте цены стояли, а в апреле бензин подорожал на 0,7 %. МЭР ссылается на данные информационно-аналитического центра "Кортес": рост цен на летнее дизтопливо от производителей составил 7 % к началу года. Как считают специалисты центра, в мае-июне розничная стоимость топлива увеличится на 5 %, однако все зависит от мировой цены на нефть, а здесь ситуация меняется каждый день.

Повышение уровня розничных цен будет обеспечено стремлением нефтяных компаний компенсировать упущенную прибыль в результате сдерживания цен в первом квартале текущего года, ожидаемым ростом акциза с 1 июля, а также продолжением восходящего тренда на мировом рынке нефти, отмечает управляющий активами УК Финам Менеджмент Роман Беседовский. "По нашим прогнозам, баррель марки Brent может достичь к концу года $ 130-135. Это скажется на себестоимости производства нефтепродуктов. На этом фоне в ближайшие месяцы мы не исключаем роста цен на 8-10 %, а в более долгосрочной перспективе – до конца года – мы допускаем возможность роста розничных цен на топливо на 15-20 %", – добавляет он.

Учитывая тот факт, что за последние несколько месяцев стоимость топлива в стране менялась крайне незначительно, даже скачок цен в пределах 5-7 % станет для рядовых граждан очень ощутимым. Можно ли избежать этого скачка? Федеральная антимонопольная служба уже предложила свой рецепт. Она разослала по различным ведомствам поправки в Налоговый кодекс, вводящие новый порядок индексации акцизов на бензин и дизельное топливо.

Речь в них идет об отказе от заложенного в Налоговом кодексе повышения акцизов на 1 руб. с 1 литра в 2013 и 2014 гг., поскольку, по мнению специалистов ФАС, именно это толкает цены на топливо вверх. Антимонопольное ведомство предлагает свой вариант ставки акциза: ее нужно индексировать на уровень инфляции с коэффициентом 0,9, а затем ежемесячно пересматривать ставки, меняя их в зависимости от мировых цен на нефть марки Urals. "Такой механизм позволит создать устойчивую систему ценообразования на рынке, которая защитит нас от непредсказуемых колебаний внешнего рынка", – объясняет замглавы ФАС Анатолий Голомолзин.

Но в Минфине заявляют, что было бы странно снижать налоги в период высоких цен и повышать их в период цен низких. И приводят пример бессмысленности такого подхода: с 2005 по 2010 г. акцизы не менялись вообще, а розничные цены, тем не менее, росли. В то же время за предложение ФАС выступили представители нефтяных компаний: по их мнению, сдерживать рост цен из-за скачков котировок нужно именно путем регулирования налоговой составляющей в цене топлива. Сейчас государство, сдерживая рост цен на бензин, за счет нефтяников дает энергетическую субсидию населению. Механизм, предложенный ФАС, переложит часть этих расходов на государство.

"Ситуацию с налогообложением в нефтяном секторе в целом и вопрос, связанный с акцизами на бензин, в частности, очень сложно комментировать, – считает заместитель генерального директора ОАО "Межведомственный аналитический центр" Юрий Симачев. – Там все еще не устоялось и не определилось: решается одна проблема, а на ее месте возникает другая. Когда изменялись акцизы, а вместе с ними менялась и налоговая нагрузка на производство продуктов с более высокой степенью обработки, фактически больше всех потерь понесли компании, занимающиеся не только добычей, но и переработкой. И теперь это пытаются как-то компенсировать, выровнять. Но есть одна принципиальная и глобальная проблема: цены внутренние существенно ниже, чем цены внешние, и необходимо научиться жить в условиях такого диспаритета цен".

Разумеется, есть два способа жизни при названном условии. Можно трактовать ситуацию в пользу конечного потребителя, стараясь, может быть, не самыми простыми способами привести рынок к состоянию, когда выгоды получают компании, не вздувающие цены на топливо до небес. А можно, наоборот, пойти на поводу у нефтяников и дать им уравнять российские цены на бензин с европейскими. Конечно, второй путь для государства куда проще. Как утверждает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник, тренд на внутреннем рынке идет от 1 доллара за литр 95-го бензина к 1 евро. При этом надо помнить, что в ряде стран Еврозоны (Италия, Германия) литр базового топлива стоит уже около 2 евро.

Увы, общество не в курсе подробностей рассмотрения в правительстве тех или иных жизненно важных для населения вопросов. Говорят, что планировалось компенсировать владельцам АЗС сдерживание топливных цен. Такое предложение, по данным ряда СМИ, якобы исходило от вице-премьера Игоря Сечина. Расходы составили бы примерно 1 миллиард долларов. Но эту инициативу не одобрили ни в Минфине, ни в Минэкономики. Так что роста цен избежать невозможно.

Вопрос об акцизах на бензин и его итоговой стоимости уже давно перешел из сферы экономики в политику. Недовольство населения повышением цен на горючее (а оно влечет за собой повышение цен на все товары народного потребления) неизбежно. С другой стороны, владельцы АЗС и руководители нефтяных компаний и НПЗ должны четко представлять себе, что ждет их завтра. Действия этого сегмента российского бизнеса в условиях неопределенности, увы, слишком предсказуемы. Но на данный момент у правительства явно не хватает политической воли окончательно принять то или иное решение. Власть по-прежнему надеется, что проблема как-то "рассосется" сама собой.

Источник: Новая политика, 11.05.2012


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики