Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Ключи от стратегической кладовой

Ключи от стратегической кладовой

Вопрос обеспечения доступа на шельф во всем мире находится в компетенции государства. Слишком уж рискованно это предприятие. Риски есть и в части экологии, и экономики, и энергетической безопасности. Значение государственного регулирования работы на шельфе очень ярко выявляется при возникновении внештатных ситуаций (например, объявленный мораторий на бурение на внешнем континентальном шельфе в США после аварии на нефтяной платформе Deepwater Horizon в Мексиканском заливе, планы ЕС на введение временного моратория). Вот почему в российских реалиях именно государство должно определить главных игроков в сложной геополитической игре под названием «Освоение арктического шельфа».

Шельф – это гарант энергетической безопасности как в отдельно взятой стране, так и в мире в целом. Это стратегическая кладовая, на которую рассчитывают сильные мира сего. Борьба за ключи от природной кладовой уже разгорелась нешуточная. Вспомним недавнее заявление госсекретаря США Хиллари Клинтон о необходимости создания Арктического совета, Кипрский конфликт. Вот почему так важна консолидация сил с операторской функцией в лице основного представителя государства, владеющего континентальным шельфом. В России функции оператора выполняют государственные компании, реализующие проекты в государственных интересах. Только государство обеспечивает сохранность стратегического запаса, каковым является арктический шельф. Здесь вполне уместно сравнение с важнейшими оборонно-промышленными предприятиями.

Любой стратегический участок требует повышенного внимания со стороны государства, предполагает особую ответственность и особые, расширенные полномочия. Государственные сырьевые компании реализуют стратегии в рамках выполнения государственных энергетических программ и в полной мере отвечают перед основным держателем акций – государством.

В экономическом плане разработка шельфа позволяет прогнозировать крупные налоговые отчисления в бюджет (даже при условии применения особого налогового режима). Для сравнения: частные компании, как правило, работают в тумане офшоров. Отчисления же государственных компаний в полной мере осуществляются в формате российского законодательства. Так, налоговые отчисления «Роснефти» в 2011 году составили восьмую часть бюджета РФ. А в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков отчисления перераспределяются в регионах производственной деятельности, что имеет особую социально-экономическую региональную значимость.

Государство в качестве основного акционера выступает желанным гарантом для инвесторов. Это подтверждено исследованиями одного из крупнейших финансовых конгломератов США Morgan Stanley: «Несмотря на то что в некоторых случаях интересы государства и миноритарных акционеров могут не совпадать, многие из этих компаний жизненно важны для экономического успеха своих стран. Более того, компании, контролируемые государством, могут выиграть от таких факторов, как госгарантии по кредитам, доступ к ресурсам, специальные ассигнования из госбюджета, налоговые льготы и послабления в регулировании».

А вот возможная перспектива смены (разовой или регулярной) собственника в частных компаниях существенно снижает вероятность реализации долгосрочных проектов (таких как разработка шельфов, особенно арктического). Экономическая выгода при реализации проектов в условиях работы частных компаний приобретает более высокую значимость, чем капитальные вложения с вероятностью получения прибыли в весьма отдаленной перспективе (20–30 лет). Государственные компании формируют стратегический фундамент будущего страны.

Государственные компании («Роснефть», «Газпром») выполняют роль важного государственного механизма, отвечающего за стабильное и бесперебойное жизнеобеспечение по всем направлениям, в том числе в части формирования энергетического запаса, создания стабильных рабочих мест, формирование научного потенциала в области ТЭК (здесь присутствует постоянный спрос на высококвалифицированные кадры).

Именно госкомпании в большом объеме формируют многомиллиардный спрос на высокотехнологичную продукцию в сопредельных отраслях: машиностроении, судостроении, металлургии, транспорте, производстве нефтепромыслового оборудования. При этом государственные компании решают важную задачу максимизации российского участия в работах по проектам и развития подрядной сферы в регионах присутствия, поэтому при прочих равных условиях предпочтение отдается отечественным сервисным предприятиям.

Государственные компании имеют большие возможности по консолидации научных, исследовательских, проектных институтов, что приобретает особую значимость в условиях освоения арктического шельфа.

Все эти аргументы и должны стать решающими при определении государством главных игроков в сложной и многообещающей геополитической игре под названием «Освоение арктического шельфа».

Константин СИМОНОВ, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности:
«Государство должно выработать правила игры»

– Сильные и слабые стороны государственных и частных компаний хорошо известны. Государственные компании обычно менее поворотливы, частные компании более динамичны, но при этом их главная задача – максимизация прибыли любыми путями. Никто не говорит, что это плохо. Вопрос только в том, что в ряде случаев это может достигаться в ущерб интересам общества. Если взять тот же шельф, то нужно понимать, что на данном этапе перед государством стоит ясная цель – выработать правила игры, которые могут быть модельными для арктических шельфовых проектов. При этом необходимо учесть целый комплекс интересов – прежде всего жесткие экологические стандарты, а также вовлечение отечественных производителей в арктические проекты.

Все это может быть связано с дополнительными затратами, на которые частники пойдут неохотно. С госкомпаниями же решить эти проблемы проще. Кроме того, на стартовом этапе арктических проектов потребуются значительные инвестиции, которые сопряжены с серьезными рисками. Акционеры российских частных компаний могут оказаться сегодня не готовы к грандиозным инвестиционным задачам. При этом речь не идет о запрете частникам работать на шельфе – они будут миноритарными партнерами, что будет снижать их инвестиционные риски. Просто государство развернулось лицом к Арктике, а на первом этапе нужно использовать преимущества госкомпаний – возможность аккумулирования ресурсов для прорыва, готовность учитывать интересы российских подрядчиков. С госкомпаниями проще будет работать и нерезидентам – они понимают, что на начальном, самом рискованном этапе работ их партнером и гарантом будет государство. Только оно сможет совершить первый прорыв в вопросе добычи углеводородов в Арктике.

При этом приватизация в нефтегазовом секторе будет развиваться – и в связи с этим правила игры в будущем придется пересматривать. Просто сейчас, на стартовом этапе, государству важно создать стандарты работы на шельфе, а также запустить первые проекты. Когда будет налажено производство оборудования для добычи углеводородов в зоне Арктики, судов соответствующего класса, когда будет проведена доразведка шельфа, когда пойдет первая нефть, тогда можно будет переходить к большей гибкости в этих вопросах.

Автор: Николай Смирнов

 

Источник: Новые известия, 13.06.2012


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики