Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украина сжала газ

Украина сжала газ

Объемы поставок российского газа на Украину согласованы – менее 27 млрд кубометров вместо 52 млрд по контракту. Но условия остаются предметом переговоров, которые продолжатся в ходе визита премьер-министра Дмитрия Медведева в Киев. Сокращение поставок нарушает газовые соглашения, но обоснованность штрафов за недобор по-прежнему вызывает споры.

Россия и Украина согласовали объемы поставок российского газа в следующем году. Об этом в среду, накануне визита премьер-министра России Дмитрия Медведева в Киев, заявил украинский министр угольной промышленности и энергетики Юрий Бойко.

По его словам, Киев в 2013 году закупит даже меньше 27 млрд кубометров, на которые рассчитывал изначально.

Заявку на 27 млрд кубометров Украина подала неделю назад. Из-за высоких цен на российский газ украинские власти пытаются снизить потребление. По контрактам, заключенным до 2019 года, Украина должна закупать в год 52 млрд кубометров, но уже в текущем году Киев рассчитывает закупить лишь 27 млрд кубометров (в 2011 году было около 40 млрд кубометров).

«При введении режима экономии газа, частичном переходе на угольную генерацию и более активном использовании атомной энергии 27 млрд кубометров Украине вполне хватит», – уверен украинский независимый эксперт в сфере энергетики Владимир Сапрыкин.

Об этом же украинские власти говорили в 2011 году, когда собирались сокращать потребление российского газа.

По поводу газовых цен Россия и Украина спорят уже около двух лет. Действующие контракты были заключены еще в 2009 году Юлией Тимошенко, возглавлявшей на тот момент украинское правительство.

В них прописано условие, которое не устраивает нынешние власти Украины, – привязка цены газа к мазуту и газойлю с ориентиром на рынок Италии, один из самых дорогих в Европе.

По оценкам «Нафтогаза Украины», средняя цена на российский газ в 2012 году составит $416 за 1 тысячу кубометров. В начале года украинский премьер-министр Николай Азаров отмечал, что это лишь цена на границе с Россией, а украинские промышленники платят $560. Азаров называл условия нынешних договоров «кабальными» и неоднократно предлагал пересмотреть цену. В мае украинский премьер заявлял, что Украина вынуждена закупать газ в Германии, потому что там дешевле.

В среду вопрос цен в очередной раз должен обсуждаться в ходе визита на Украину премьер-министра России Дмитрия Медведева.
Если Украина снизит закупки, то стране придется компенсировать упущенную выручку «Газпрому», так как контракты были заключены на условиях «бери или плати».

Сапрыкин уверен, что по соглашениям, подписанным в 2010 году в Харькове украинским президентом Виктором Януковичем и Дмитрием Медведевым, занимавшим на тот момент пост президента России, штрафы за недобор газа отменяются.

«Это болевая точка для «Газпрома»: крупнейший потребитель, газ которому поставляется по одной из самых высоких цен, снижает объемы поставок, – отмечает эксперт. – Это отразится на финансовых показателях «Газпрома».

В «Газпроме» от комментариев отказались, но в 2011 году, когда впервые речь зашла о сокращении закупок, глава российской монополии Алексей Миллер говорил, что в любом случае «Нафтогаз Украины» будет оплачивать поставки из расчета не менее чем за 33 млрд кубометров. «Таковы условия «бери или плати», и они применяются как в текущем году, так и в течение всего срока контракта – вплоть до 2019 года», – заявил Миллер.

Плюс возможные штрафные санкции: в случае если закупки Украины в текущем году составят 27 млрд кубометров, сумма штрафов за недобор может достичь $2 млрд.

Штрафы за 2013 год будут еще больше, при условии что Россия не снизит цену для Украины. На вопрос журналистов о реакции Киева, если Москва подаст в суд за нарушение контрактов в пункте объемов поставок, Юрий Бойко в среду заявил: «Это их право».

Глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов уверен, что штрафы за недобор будут применяться, а тот факт, что Украина намерена снизить закупки, является нарушением условий контракта. «Но Киев не намерен отвечать за это. Закупать газ по российским ценам в любом случае выгоднее, чем компенсировать упущенную выручку и платить штрафы, – поясняет Симонов. – Проблема в том, что соблюдать условие «бери или плати» Украина явно не собирается».

Автор: Алексей Топалов

Источник: Газета.RU, 27.06.2012


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики