Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > К. Симонов: Лукашенко быстро съел российские пряники и остался без денег

К. Симонов: Лукашенко быстро съел российские пряники и остался без денег

«Россия оказала Белоруссии экономическую поддержку, но это лишь временное облегчение, и вскоре экономическая ситуация в стране резко ухудшится», — заявил генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов в интервью корреспонденту ИА REGNUM 18 июля.

«Экономика Белоруссии находится в тяжелейшем состоянии, — считает эксперт. — Последний вариант, который есть у Лукашенко — продажа оставшихся белорусских активов, на которые в первую очередь претендуют российские компании. Вообще этих активов не так много: это „Беларуськалий“, два НПЗ и ряд оборонных предприятий. Главная интрига — что будет с калием».

Константин Симонов полагает, что если предприятие выкупят российские компании, то «мы получим полное доминирование на мировом калийном рынке». «Лукашенко прекрасно понимает, что это последнее, что у него есть, — подчеркнул эксперт, — и начинает вести игру: то продаёт, то не продаёт, постоянно повышает цену». Симонов убеждён, что все эти заявления нацелены на Кремль, и рано или поздно российская сторона ответит жёсткими решениями: «Позиция России здесь ясна: была договорённость о продаже, давайте её реализовывать. Если вы начинаете цирковые номера, мы тоже будем проводить аудит наших отношений».

Симонов пока затрудняется ответить, чем закончится эта история: «Лукашенко — мастер таких „разводок“, но может произойти так, что экономическая ситуация припрёт его к стенке, и он вынужден будет пойти на уступки. Россия уже оказала ему помощь: дала деньги за „Белтрансгаз“ и снизила стоимость газа. Белоруссия больше всех выиграла от Таможенного союза. Однако все эти пряники Лукашенко уже съел и теперь вынужден искать новые источники дохода».

Симонов отметил, что, если российская сторона захочет, она сможет найти ряд работающих схем, с помощью которых Белоруссия пополняет свою казну за счёт России, и предъявить Лукашенко обоснованные претензии: «Прежде всего, это история с «растворителями».

Как сообщало ИА REGNUM, сегодня, 18 июля, находящийся в Минске премьер РФ Дмитрий Медведев призвал Белоруссию поскорее определиться с приватизацией концерна «Беларуськалий». «Нашим белорусским друзьям давно пора принять соответствующее решение», — заявил он. При этом Медведев подчеркнул, что белорусские власти должны понимать, что подобная сделка возможна лишь на реальных рыночных условиях. «Невозможно продать что то, если это никто не хочет покупать», — отметил Медведев, добавив, что Минску нужно смотреть не только на значимость каждого конкретного актива для государства, но и на то, что происходит на рынке.

Напомним, 17 июля президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что Белорусская сторона не будет продавать контрольный пакет акций ОАО «Беларуськалий: «Я не собираюсь продавать „Беларуськалий“ кому-то за бесценок. Кто хочет, платите деньги, цена названа, контрольный пакет, чтобы не потерять управление, продавать не позволю». Президент также подчеркнул, что предприятие «принадлежит белорусскому народу» и он не пойдёт на уступки в цене, даже если «придется наши отношения с россиянами пересмотреть». При этом Лукашенко отметил, что сегодня готов продать часть активов предприятия: «Давайте 10%, 20%, 25%, но платите. 25% — это $8,5–9 млрд. Но все хотят за $8 млрд купить весь комбинат. Я говорю — до свидания, таких цен нет». По словам президента Белоруссии, «Беларуськалий» стоит более $30 млрд.

Отметим, что Медведев сегодня также призвал вычислить и наказать белорусских экспортеров «растворителей и разбавителей». Около полугода белорусские и российские СМИ обсуждают проблему резкого увеличения экспорта подобных веществ из Белоруссии. По информации ряда изданий, поставляемые из Белоруссии нефтепродукты данной группы выработаны из российской нефти и поставляются за пределы территории Таможенного союза без уплаты вывозных таможенных пошлин в российский бюджет, а именование данных нефтепродуктов как «растворители» и «разбавители» является ничем иным, как формой ухода от уплаты вывозных таможенных пошлин в российский бюджет.

Источник: ИА REGNUM, 18.07.2012


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики