Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Казахский финт нефтепроводом

Казахский финт нефтепроводом

Казахское предложение Китаю вскрывает подноготную российских проектов на востоке страны 

Казахстан довольно неожиданно предложил поставлять российскую нефть в Китай по своей трубопроводной системе Атасу – Алашанькоу по смешному тарифу, что делает невыгодным использование трубопроводной системы ВСТО-2. Это предложение стало шоком для «Транснефти», поспешившей обвинить Астану в демпинге.

Наверное, для непосвященного читателя эта история покажется удивительной, ведь, если мы посмотрим на карту, то увидим, что граница Казахстана и Китая находится западнее того же Байкала. А почему нам интерес Байкал? Потому что все мы помним те споры, которые шли при прокладке ВСТО рядом с озером. В голове у нас, конечно, отложилось, что раз это ВСТО – система Восточная Сибирь – Тихий океан, то значит, она идет по востоку страны. И как Казахстан может чинить здесь нам препоны, если фактически он может являться транзитным путем для поставок только нефти из Западной Сибири. При фактически уже отстроенной системе ВСТО, если вы поставляете нефть, скажем, из Иркутской области, из Красноярского края, не говоря уже про Дальний Восток, конечно, вам выгоднее использовать российскую территорию, а не поставлять нефть через Казахстан.

Но тут-то мы и возвращаемся к старой истории – спасибо Казахстану. Какую же нефть мы поставляем в Китайскую народную республику? Это точно нефть Восточной Сибири? Потому что главная претензия, которую, например, наш Фонд всегда высказывал по отношению к ВСТО, заключалась в том, что никакая это не система Восточная Сибирь – Тихий океан, это скорее система Западная Сибирь – Китай и Тихий океан. Сегодня значительная часть поставок идет именно из Западной Сибири. Мы говорили, что это не вполне диверсификация, а скорее перенаправление экспортных потоков, причем в ситуации, когда на европейском рынке нефти, именно нефти, открываются достаточно серьезные ниши, связанные с коллапсом политических режимов Северной Африки. Например, ситуация в Ливии показывает, что страна скорее находится на грани новой гражданской войны и распада, чем стабилизации. Естественно, ситуация вокруг Ирана, нефтяное эмбарго позволяют России теоретически увеличить поставки нефти в Европу. И при этом поставки нефти, я отмечу, не являются политически опасными. Они не вызывают в Европе такого возбуждения, как в случае с газом, при том что на самом деле доля России на европейском нефтяном рынке выше ее же доли на европейском газовом рынке. Но нефть не вызывает политическую панику у европейцев, а газ вызывает. Но мы не можем увеличить поставки нефти, потому что мы построили нефтепровод на восток и гордимся тем, что перекачиваем нефть из Западной Сибири в Китай и на Дальний Восток. Вот если бы мы были честны друг с другом и действительно построили бы нефтепровод к восточносибирским месторождениям, у нас сегодня с Казахстаном проблем бы не было. Понятно же, что ни одна нефтяная компания не будет поставлять нефть, скажем, из Иркутской области, транспортируя ее обратно по границе Монголии в Казахстан, заводя ее в Китай и потом еще через всю Поднебесную на побережье, где, собственно, основные центры потребления КНР и находятся.

Т.е. Казахстан нам еще раз показал, что на самом деле сегодня происходит с поставками нефти на восток и какая нефть туда поставляется. И «Транснефть» вместо того, чтоб обвинять Китай в демпинге, могла бы изначально объективно проанализировать ситуацию и честно сказать, что эта система вряд ли будет работать на поставку восточносибирской нефти, а прежде всего будет ориентирована именно на западносибирскую нефть. История с Астаной просчитывалась, ведь Казахстан такой же транзитер для России, каким Россия является для Казахстана, поставляя его нефть через Новороссийск.  

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия
Арктика: территория прорыва или «белая дыра»?
Углеводородный бросок на Восток: текущие результаты и среднесрочные перспективы

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики