Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Будут ли снова перенесены сроки перехода на бензин Евро-5?

Будут ли снова перенесены сроки перехода на бензин Евро-5?

Благодаря переходу российских нефтеперерабатывающих заводов на выпуск более качественного топлива удалось стабилизировать экологическую обстановку в стране. Несмотря на ежегодное расширение автопарка, выбросы вредных веществ не увеличиваются с 2005 года. Полный переход на топливо класса 5 (Евро-5) позволит снизить содержание выхлопных газов в воздухе.

По данным Министерства природных ресурсов и экологии РФ, в 135 городах России уровень загрязнения атмосферы характеризуется как высокий и очень высокий. Особенно плохо обстоит дело в крупных городах — 100% жителей Москвы и Санкт-Петербурга проживают в неблагоприятных условиях. Основным фактором загрязнения городского воздуха является автомобильный транспорт, на него приходится порядка 80% выбросов вредных веществ.

Число автомобилей с каждым годом увеличивается, но это не означает, что воздух должен становиться все хуже. Примером может служить Европа, которая значительно опережает Россию по уровню автомобилизации. С целью снижения нагрузки на окружающую среду в Европе постоянно вводятся в действие все более жесткие требования к моторному топливу. В 2008 году в России был принят Технический регламент, в целом повторяющий европейские нормы. К началу 2009 года Россия должна была полностью перейти на топливо классом не ниже Евро-3.

Все участники рынка были заранее проинформированы о необходимости проведения модернизации нефтеперерабатывающих заводов, но некоторые компании не смогли вовремя справиться с этой задачей. Правительство пошло им на уступку, отложив переход на выпуск бензина класса 3 на 2 года, дизельного топлива — на 3 года. Отсрочка пролетела быстро, и в 2011 году снова выяснилось, что не все заводы готовы выпускать топливо европейского уровня. Правительство во второй раз перенесло сроки, дав отстающим компаниям еще 2 года на модернизацию.

Несмотря на смягчение позиции государства, доля качественного топлива на российском рынке постоянно растет. Ряд компаний действует даже с опережением Техрегламента, например, нижегородский завод «ЛУКОЙЛа» начал производство бензина класса 3 еще в 2006 году. Именно с этого года Минприроды РФ отметило, что увеличение числа автомобилей перестало приводить к повышению загазованности воздуха. По данным, приведённым в государственном докладе «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2010 году», максимум вредных выбросов автотранспорта пришелся на 2005 год, когда с выхлопными газами в атмосферу попало 15,4 млн тонн вредных веществ. К 2010 году автомобилей стало больше на 30%, но в атмосферу ушло «всего» 12,7 млн тонн вредных веществ, что соответствует уровню 1999 года, когда машин на дорогах было намного меньше.

«Повышение качества моторного топлива, реализуемого ведущими российскими нефтяными компаниями, способствует снижению загрязнения атмосферного воздуха», — такой вывод сделан в докладе минприроды. На сегодня о переходе на класс 5 уже объявила «Башнефть». Московский НПЗ «Газпром нефти» с апреля этого года полностью перешел на выпуск моторного топлива класса 4, а в апреле 2013 года планирует начать выпуск топлива класса 5. С 1 июля 2012 года все нефтеперерабатывающие заводы «ЛУКОЙЛа» в России перешли на производство автомобильных бензинов АИ-92 и АИ-95, соответствующих только классу 5.

К сожалению, в бочке меда нашлось место для солидной порции дегтя. Многие СМИ писали, что, целый ряд компаний, в их числе «Роснефть» и «Сургутнефтегаз», отстают от утвержденного графика модернизации. Они обратились к правительству с просьбой внести изменения в план ввода модернизированных установок на НПЗ. «Сургутнефтегазу» принадлежит всего один завод, и его проблемы носят локальный характер. «Роснефть» располагает одними из самых крупных мощностей по производству топлива в России.

«Нефтяные компании, не успевающие с модернизацией своих производств, в определенной степени тормозят развитие всей отрасли, задерживая переход на современные стандарты. Поэтому, если правительство проявит твердость и мы наконец-то перейдем на более высокий класс топлива, это не только будет позитивно для качества жизни граждан, так как значительно улучшит экологическую обстановку в городах, но и подтолкнет модернизацию всей отрасли. Я категорически против того, чтобы была дана очередная отсрочка. Те компании, которые проявили активность и взяли на себя ответственность, давно сумели модернизировать свои предприятия и уже выпускают топливо Евро-5. Россия и без того находится в роли догоняющего. Пока у нас делаются попытки отказаться от устаревшего топлива класса 2, страны Евросоюза готовятся в 2015 году перейти на нормы Евро-6», — заявил «Интерфаксу» член Совета Федерации, председатель центрального совета Всероссийского общества охраны природы Константин Цыбко.

Как считает директор Фонда национальной энергетической безопасности, политолог Константин Симонов: «У нас очень часто происходит перенос введения нормативных актов. Такая же история была с введением нормативов утилизации попутного газа, которое откладывалось несколько лет. Думаю, что государство должно быть последовательным и внедрять требования техрегламента по моторным топливам без поблажек для всех или для отдельных нефтяных компаний». «Мы знаем, что „Роснефть“ уже заявляла о крупных инвестициях в нефтепереработку, и я надеюсь, что они дадут позитивный результат», — отметил он.

Благоприятные уровни цен на нефть, сложившиеся на мировом рынке, дают возможность беспрепятственно финансировать модернизацию предприятий. А это значит, что если государство не уступит просьбам тех компаний, которые затягивают переход на новые стандарты, то граждане России смогут реализовать свое право на чистый воздух.

Автор: Игорь Коваленко

Источник: Российская газета, 10.09.2012


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики