Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > К. Симонов: Политически неблагонадежный газ

К. Симонов: Политически неблагонадежный газ

В ситуации с Газпромом необходимо помнить, что на европейском рынке российская газовая монополия надежно защищена до конца десятилетия существующими контрактными обязательствами и штрафными санкциями за невыбор газа покупателями. Именно здесь и «зарыта собака». Если держать это в уме, то становится понятно, что ежегодно нападая на Газпром, Европейский союз исходит из текущей ситуации на своем рынке. Сейчас там падает спрос на газ, и если эта ситуация продлится в течение 10 лет, то европейские компании потеряют на этих штрафах серьезные деньги. Для того, чтобы это понять, достаточно посмотреть статистику: основные контракты с Газпромом должны будут перезаключаться только в следующем десятилетии. Ирония в том, что систему take or pay, которая так раздражат ЕС теперь, придумали сами европейцы. Пять лет назад, когда все прогнозы говорили, что на европейском рынке будет страшный дефицит газа, она была выгодна Европе, но теперь прогноз поменялся.

Поэтому первый и главный момент в истории с расследованием ЕС вокруг Газпрома — нежелание европейцев платить штрафы. Второй момент в том, что ЕС уже принял ряд политических решений и твердо им следует. Мы знаем, что в области энергетической политики в ЕС постоянно твердят, что главная задача — диверсификация поставок, приход нового газа, строительство новых суперконнекторов. В рамках этих решений Брюсселя (то бишь ЕС, а не отдельных стран Европы) Россия превращается едва ли не в главную угрозу энергетической безопасности Европы. Эта позиция, впрочем, активно поддерживается странами Центральной Европы, Восточной Европы и балтийскими государствами. И каждый год ситуация неизменна. ЕС действует в логике знаменитого высказывания: «Карфаген должен быть разрушен». Каждый год появляется необходимость попытаться выпороть Россию. В этом году ничего нового не придумали — решили подать в суд по смешному поводу. Год изучали документы, ничего не нашли, но все равно в суд обратились и устроили скандал.

Несомненно — это политика, а не бизнес. Европейцы уверены, что Россия — это угроза, поэтому нужно любыми путями сокращать ее долю на европейском рынке. И это еще одна серьезная проблема, ведь именно с ЕС у нас сейчас диалог никак не клеится. С отдельными компаниями все нормально. Есть разногласия по ценам, но Газпром идет на уступки: не брали штрафы за take or pay, некоторым компаниям по несколько раз делали скидки, а в этом году Газпром вернет 8 млрд долларов за то, что было заплачено в прошлые годы. Это огромная сумма. Кроме того, и США активно играют против нас, призывая брать газ у туркменов, что, якобы, все лучше, чем в России.

Такие действия несут угрозу для бизнеса. Фактически наш газ признается политически неблагонадежным. Европейский союз делает все, чтобы сократить его количество на рынке, причем используя абсолютно нерыночные механизмы, казалось бы, у Газпрома коммерческие отношения с коммерческой компанией, но тут приезжают ребята из Брюсселя и говорят: «Нет, не берите, газ плохой, берите лучше у Катара». Безусловно, это создает серьезные риски для Газпрома на европейском рынке. Главная часть выручки Газпрома — это экспортные поставки. С каждого кубометра поставленного в Европу Газпром зарабатывает максимум: в России цена чуть более 100 долларов, а в Европе более 350 долларов.

И вот тут появляется соблазн пойти на простое, казалось бы, решение: перенаправить поставки в Азию. Оно само вроде бы напрашивается. Но я был бы тут аккуратен. ЕС ведет очень опасную политику. В Европе надеются, что благоприятная конъюнктура сохранится на ближайшие 20 лет. Они рассчитывают на приток огромного количества газа из других регионов. Но если этого не будет, что будет с ЕС? Европейцы играют в очень рисковую игру, стоит ли нам повторять такие маневры и начинать свою рисковую игру? Вот сейчас Газпром не подписал контракт с Китаем и все сразу закричали: «Почему не подписал, надо было подписывать на любых условиях!». А я лично считаю, что это огромный плюс. Зачем подписывать контракт на любых условиях? В газовом бизнесе не надо паниковать, пусть нас и подталкивают к паническим решениям так рьяно, будто бы Газпром завтра развалится. Не надо поддаваться. Давайте просто посмотрим на карту. Поставки в Европу ведутся, прежде всего, из Западной Сибири, из Ямало-Ненецкого округа. Куда вы отправите? В Китай или в Японию? Ясно, что 150 миллиардов кубов газа вы в Азию не отправите. Здесь не нужно горячих решений. Если вы хотите диверсифицировать поставки, вы должны, прежде всего, задуматься о диверсификации производства. Если вы хотите поставлять газ в Азию, вы должны поставлять газ из Восточной Сибири, а не из Западной, а у нас этого не делается. Недавно Газпром обратился в правительство с просьбой изменить налоговый режим и где ответ? Ответа нет. Хотим заниматься восточным рынком — здорово, давайте развивать Восточную Сибирь!

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Источник: Накануне.RU, 10.09.2012

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики