Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Разработку шельфа нужно оставить для потомков»

«Разработку шельфа нужно оставить для потомков»

Освоение месторождений прибрежного шельфа может стать прорывным направлением в российской энергетике, утверждают эксперты. Однако некоторые из них полагают, что исследование шельфа нужно продолжать, а вот его освоение оставить следующим поколениям  

Эксперты подчеркивают: нефть, поступающая с новых месторождений, – это, в основном, шельфовая нефть. Чтобы не остаться в стороне от нового тренда, Соединенные Штаты в 2010 году отменили двадцатилетний мораторий на разработку месторождений прибрежного шельфа. И даже авария на буровой платформе Deepwater Horizon в Мексиканском заливе в том же 2010 году, которую Барак Обама назвал "самой страшной экологической катастрофой, с которой сталкивалась Америка", не заставила власти страны отступить от этого решения.

Россия тоже включилась в эту гонку. По словам директора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, в нашей стране есть три региона, где ведется шельфовая добыча, – это Сахалин (проекты "Сахалин-1" и "Сахалин-2"), Калининградская область и север Каспийского моря:

"На «Сахалине-1» работают консорциумы иностранных компаний с участием российских. На "Сахалине-2" Газпром имеет контрольный пакет. "Сахалин" – очень удачный проект. Это пример того, как мы можем вовлекать новые территории, и это проект, который доказывает, что ТЭК и инновации – совместимые вещи. Там построен завод по сжижению газа, абсолютно прорывной с точки зрения технологических решений".

Правда, заметил Константин Симонов, для ведущей нефтегазовой страны иметь всего три региона, где ведется шельфовая добыча,– непростительно мало. Разработку шельфа надо стимулировать – это одна из задач государства. О том, какие шаги предпринимает в этом направлении правительство, говорил на Петербургском форуме замминистра энергетики Российской Федерации Павел Федоров:

"Двенадцатого апреля этого года, тогда ещё премьер-министр, а сейчас президент Российской Федерации подписал распоряжение, которое устанавливало основной принцип стимулирования разработки шельфовых проектов. В том числе оно касалось и Карского моря. Здесь уже ведутся серьёзные сейсмические работы. Запланированы мероприятия, которые позволят не только выполнить, но и перевыполнить лицензионные обязательства в части работы в Карском море".

Обратная сторона шельфовых проектов – высокая себестоимость и большие экологические риски. Упомянутую аварию в Мексиканском заливе экологи назвали "нефтяным Чернобылем". Компания ВР, корой принадлежала скважина, понесла убытки в десятки миллиардов долларов.

Высокие риски и дороговизна заставляют некоторых российских экспертов говорить о преждевременности массированного освоения прибрежного шельфа в нашей стране. Комментарий профессор Института нефти и газа им. И.М. Губкина Борис Туманян:

"Разработку шельфа, как я всегда говорил, нужно оставлять для потомков. Потому что шельф сегодня – очень тяжелые вложения. Однако исследования надо начинать и продолжать, как делают наши коллеги".

Ученый уверен, что в современном нефтегазовом секторе достаточно других не менее актуальных и важных направлений. Это так называемая тяжелая нефть и природные битумы. А главным приоритетом мировой энергетики, по мнению эксперта, может стать газовое направление.

Авторы: Влад Гринкевич, Анатолий Новоселов

Источник: Голос России, 20.09.2012


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики