Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» просит снизить налоги

«Газпром» просит снизить налоги

Без дифференциации налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) «Газпром» не сможет добыть 35 млрд. куб. м газа в 2014 году, заявил в минувшую пятницу глава концерна Алексей Миллер. К тому же под угрозой окажется инвестиционная программа по освоению новых месторождений. Учитывая смягчение позиции Минфина, требования будут удовлетворены.

«Газпром» не сможет добыть более 35 млрд. куб. м газа в 2014 году, если не будет принято решение о дифференциации НДПИ для ряда регионов, – заявил Алексей Миллер в ходе встречи премьер-министра Дмитрия Медведева с представителями бизнеса. – Если просто НДПИ будет увеличен и не будет принято решение о дифференциации, мы не сможем принять инвестрешения по ряду проектов».

Миллер попросил правительство рассмотреть возможность введения дифференцированных ставок НДПИ для месторождений Ямала, Восточной Сибири, Дальнего Востока и шельфа. И при этом попросил принять соответствующее решение до конца текущего года.

Напомним, что «Газпром» в начале сентября выступил с рядом предложений по государственной поддержке газовой отрасли, в числе которых – возможное обнуление ставки НДПИ для газа месторождений на востоке России, а также добываемого на шельфе для дальнейшего сжижения или продажи на внутреннем рынке по регулируемым ценам. Компания предлагает вводить дифференцированные ставки НДПИ на газ с учетом экономико-географических факторов разработки месторождений.

Судя по всему, просьба газовиков без внимания властей не осталась. «Первые подходы к НДПИ обсуждались на заседании правительства. Я предлагаю эту работу продолжить, в том числе имея в виду и вашу идею – проанализировать возможность введения дифференцированных ставок НДПИ по отдельным месторождениям», – сказал Медведев, обращаясь к Миллеру.

Впрочем, глава газового холдинга не упустил случая для критики новых европейских норм и правил газового рынка. «Спотовая модель газового рынка является нежизнеспособной даже в среднесрочном плане, – заявил он. – Нет никакого сомнения, что долгосрочные контракты были и останутся основой энергетической безопасности в странах ЕС. Именно эти контракты обеспечат основной объем экспорта в этот регион, причем импортная зависимость будет только возрастать, по мере ускоряющегося падения собственной добычи ЕС».

Это своеобразный ответ на продолжающуюся войну с Евросоюзом. Напомним, что Европейская комиссия 4 сентября объявила о начале антимонопольного расследования в отношении «Газпрома» по трем возможным случаям нарушения конкуренции на европейском внутреннем рынке энергии. Во-первых, «Газпром» предположительно разделил рынки газа, затруднив свободные поставки в страны – члены ЕС. Во-вторых, компания, возможно, препятствовала диверсификации поставок газа. Наконец, «Газпром» мог установить несправедливые цены для своих клиентов, увязав их с ценами на нефть. Эксперты полагают, что Еврокомиссия пытается контролировать рынок и заставить «Газпром» перейти от контрактной схемы поставок газа на спотовую.

Между тем опрошенные «НГ» аналитики считают, что требование «Газпрома» о снижении ставок НДПИ по новым месторождениям вполне объективны. «Мы действительно видим, что реализация некоторых новых проектов просто невозможна без поддержки правительства. И здесь речь не идет о субсидировании. Без налоговых льгот, о которых просит «Газпром», этих новых проектов не будет. В данном случае льготы – необходимое условие. Это объективно», – считает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин.

В свою очередь, глава Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константин Cимонов отмечает, что тема дифференциации НДПИ – дискуссионна. «Идея «Газпрома» абсолютно разумна, и надеюсь, что правительство найдет выход из ситуации, – говорит эксперт. – Причем всего несколько дней назад я не был уверен, что власти могут пойти на компромисс. Но, когда даже Минфин изменил свою позицию, шансы на диалог возросли».

Однако пассаж в сторону спотового рынка вызывает неоднозначные оценки. «Сколько можно критиковать реальность?! Спотовый рынок уже существует в США, в Европе его доля за три года выросла с 20 до 30%, – недоумевает Крутихин. – Если схема нежизнеспособна, то почему сам «Газпром» от нее не отказывается в «Северном потоке»?»

По мнению Симонова, в вопросе спотового рынка и его перспектив сталкиваются две крайности: уверенность Европы в том, что эта модель – определяющая, и прямо противоположная позиция «Газпрома». «На самом деле истина находится где-то в середине, – отмечает он. – Спотовая модель не будет доминирующей в мире. Европейцы надеются, что свободный рынок даст им дешевый газ. Но это не так. Ситуация на рынке меняется быстро, и очень скоро может оказаться, что цена на споте будет выше, чем по долгосрочным контрактам».

По его мнению, сложившаяся модель останется до конца нынешнего десятилетия. «При этом «Газпром» до 2021–2022 годов неплохо защищен своими долгосрочными контрактами – исходя из правила «Бери или плати», он свои деньги по ним получит», – считает аналитик.

Автор: Сергей Куликов

Источник: Независимая газета, 24.09.2012


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики