Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сечин начал прямую критику правительства Дмитрия Медведева

Сечин начал прямую критику правительства Дмитрия Медведева

Глава «Роснефти» Игорь Сечин выступил против бюджетной концепции правительства Дмитрия Медведева. Схема изъятия и перераспределения денег «Роснефтегаза» противоречива, некорректна и вредна для инвестклимата, утверждает топ-менеджер в письме президенту Владимиру Путину. Но и правительство, и Сечин выполняют прямые поручения президента. Аппаратная система сдержек и противовесов дала сбой и затруднила управление отраслью, признают эксперты.

Глава «Роснефти» Игорь Сечин начал прямую критику правительства Дмитрия Медведева. Предложения по схемам докапитализации энергокомпаний и использованию средств «Роснефтегаза» для пополнения бюджета топ-менеджер и бывший вице-премьер назвал некорректными и противоречивыми. Письмо с соответствующими формулировками Сечин направил президенту Владимиру Путину.

Документ (его процитировал «Финмаркет») был направлен Путину в начале сентября. В письме Сечин утверждает, что правительство «безо всяких оснований» хочет обязать компании ТЭК направлять на дивиденды не менее 25% прибыли. А в случае с «Роснефтегазом», совет директоров которого возглавляет Сечин, – 95% (за 2011 год это около 50 млрд рублей).

Эти деньги должны уйти в бюджет, а правительство затем направит их на реформу энергетического сектора – концепцию докапитализации энергокомпаний ранее одобрил вице-премьер Аркадий Дворкович, курирующий топливно-энергетический комплекс. Часть средств, по расчетам правительства, должна пойти на финансирование выполнения предвыборных обещаний Путина. Эту инициативу на прошлой неделе поддержал Медведев.

Подобное перераспределение средств противоречит планам Сечина, согласно которым дивиденды должны быть использованы для консолидации энергетических активов («Русгидро», ФСК ЕЭС и МРСК) самим «Роснефтегазом» – до сих пор средства аккумулировались на балансе госкомпании. Предложение Сечина ранее было одобрено комиссией по ТЭК при президенте.

Сечин называет предложения правительства взаимоисключающими. Глава «Роснефти» указывает, что Минэкономразвития (МЭР), в частности, предлагает определять чистую прибыль для выплаты дивидендов не только на основе российских стандартов бухгалтерской отчетности, но учитывать и результаты консолидированной отчетности, а также сумму этих показателей. В письме Путину Сечин заявляет, что это «противоречит принципам отражения финансовых показателей» и «просто некорректно».

Сечин напомнил, что изымая средства у «Роснефтегаза», МЭР вступает в противоречие с указом президента, согласно которому именно «Роснефтегаз» должен стать прямым инвестором по отношению к компаниям ТЭК.

Также неадекватным, по мнению топ-менеджера, является решение о выделении из средств «Роснефтегаза» 1,9 млрд рублей Сколковскому институту науки и технологий. Эти поступления должна обеспечить за счет своих дивидендов «Роснефть», в которой «Роснефтегазу» принадлежит 75,16%.

Сечин считает, что такая дивидендная политика негативно отражается на прозрачности деятельности российских компаний и общем инвестиционном климате страны.

Глава «Роснефти» уверен что правительство затягивает выполнение поручений президента. Так, Минэкономразвития, Минэнерго и Росимуществу еще в июне было поручено представить директивы по выплате дивидендов «Роснефти» (за 2011 год компания должна перечислить в бюджет 25% прибыли по МСФО). Но этих директив «никто так и не увидел».

Сечин попросил Путина обязать «соответствующих должностных лиц правительства» исполнять решения президентской комиссии по ТЭК в полном объеме, а также конкретизировать решение по дивидендам.

«Согласен, проработать с правительством», – приводит «Финмаркет» резолюцию Путина на письмо главы «Роснефти».

В четверг правительство заявило, что пока не определилось, куда направить дивиденды «Роснефтегаза». Глава Минэнерго Александр Новак заявил, что 50,2 млрд рублей, полученные за 2011 год, могут быть направлены как на докапитализацию «Русгидро» (соответствующая директива уже есть в правительстве), так и на докапитализацию «дочки» ВЭБа, реализующей проекты на Дальнем Востоке».

Также, по словам Новака, не принято решение о дивидендах, накопленных «Роснефтегазом» за 2009-2010 годы. «Есть предложения, прорабатываются в правительстве, чтобы часть средств, накопленных дивидендов поступили в бюджет России для реализации приоритетных направлений, которые определены бюджетной политикой», – сказал Новак, добавив, что пока не решено, какой процент будет изъят.

Источник в нефтегазовом секторе говорит, что Сечина не намерен упускать контроль над крупными финансовыми потоками, которым обладает как глава «Роснефти» и председатель совета директоров «Роснефтегаза». «И в чем-то он прав, – считает источник. – Бюджет не должен пополняться только за счет госкомпаний. В данном случае логично было бы повысить налоговую нагрузку на отрасль в целом». Но речь не идет об НДПИ или экспортных пошлинах – источник полагает, что разумно было бы увеличить налогообложение нефтепереработки (повысить пошлины на темные нефтепродукты), а также увеличить акцизы на топливо.

Глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов отмечает, что основная сложность сложившейся ситуации в том, что и Сечин, и правительство, по сути, выполняют прямые распоряжения президента (Путин поручил правительству найти средства на выполнение его предвыборных обещаний, и именно после этого была предложена схема, которой недоволен Сечин, а ранее – подписал указ о консолидации компаний ТЭК с участием «Роснефтегаза»).

«Путин стал жертвой системы сдержек и противовесов, которую сам создал, – говорит Симонов. – Эта система блестяще помогает президенту избежать аппаратных рисков – конкурирующие группы влияния борются между собой за внимание президента, но это в значительной степени усложняет решение важных вопросов – как, например, с дивидендами компаний ТЭК».

По словам Симонова, решение будет крайне сложным для Путина. «Однозначно поддержав одну из сторон, президент настроит против себя другую», – предупреждает глава ФНЭБ.

Автор Алексей Топалов

Источник: Газета.RU, 27.09.2012


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики