Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > России надо продолжать работать с Украиной, пока не будут сооружены все обходные газопроводы

России надо продолжать работать с Украиной, пока не будут сооружены все обходные газопроводы

Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности:

- Известно, что Украина взяла тренд на избавление от газовой зависимости от России. Быстро это сделать нельзя, процесс должен быть поступательным. Как показывает практика, если подходить комплексно, то все не так уж и плачевно. Для России это, конечно, плохо, что у них есть пути диверсификации. У Украины есть кредиты Банка развития Китая на реализацию проектов по замещению и потреблению природного газа углем, это довольно масштабная программа. Также есть проекты по сжижению природного газа. Например, приемный терминал, строящийся в Одесской области. Есть договоренность от 15 августа с консорциумом компаний во главе с Exxon Mobil и Royal Dutch Shell – он стал победителем конкурса на заключение соглашения о разделе продукции по Скифской нефтегазовой площади, которая находится в части глубоководного шельфа Черноморья. Все эти звенья позволяют снижать зависимость страны от поставок российского газа.

Финальная цель Украины, как они уже заявляли, - к 2030 году кратно увеличить собственную добычу, что позволит снизить экспорт газа по всем возможным поставщикам. Учитывая, что генеральный партнер сейчас Газпром, то потери России очевидны. Мы всегда рассуждаем об Украине, как о стране-транзитере, но забываем о том, что это один из крупнейших потребителей российского газа и эта страна считается мощным рынком для Газпрома. В его экспортном газе доля Украины 15% и выше. Это значимый для нас рынок и терять его не очень правильно. Однако все идет к этому. Что касается транзитного статуса Украины, то, конечно, он будет нивелирован тем, что Россия успешно продвигает альтернативные обходные магистрали. Я имею в виду запуск второй ветки «Северного потока», намеченный на конец года. Не стоит забывать и о «Южном потоке» – если он будет реализован, то Россия сможет полностью закрыть экспортный баланс за счет обходных магистралей за счет мощности Северного и Южных потоков и усиления прокачки на белорусском направлении по системе «Белтрансгаза».

Если смотреть на то, как решается вопрос взаимоотношений и газовой кооперации между Москвой и Киевом в политическом поле, то сейчас он находится в стадии глубокой заморозки. Это значит, что никаких тенденций к поступательному движению мы не видим, но есть некие зыбкие надежды на то, что компромиссы будут найдены. Осенью на Украине пройдут выборы в Раду. После них, возможно, стороны вернутся к обсуждению новых мер в отношении Газпрома и Нафтогаза – как дальше развивать ценовую политику и транзитную кооперацию, то есть, как сохранить Украине какие-то объемы прокачки газа с учетом того, что Россия форсирует развитие обходных магистралей. Не за горами и высокий осенне-зимний сезон. В настоящее время в России нет возможности исключить украинскую транзитную систему, без которой транзит газа из России в Европу не осуществить в полном объеме. Поэтому нам надо продолжать дальше работать, пока не будут сооружены все обходные маршруты. 

Источник: Центр энергетической экспертизы, 27.09.2012


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики