Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Строительство российского газопровода могут отложить

Строительство российского газопровода могут отложить

Идея трехстороннего консорциума до сих пор не сработала: Евросоюз не дал четкого ответа о своем участии в нем. Отсрочка строительства «Южного потока» — еще одна возможность для Украины определится с продажей газотранспортной системы по белорусскому варианту.

Самая большая интрига последних двух лет — начнет ли «Газпром» строительство «Южного потока» запланированное на середину декабря нынешнего года, он должен пройти в обход нашей страны. Так что «Южный и Северный потоки» нивелируют роль Украины как газового транзитера.

Согласно инвестиционной программе «Газпрома», строительство «Южного потока» потребует около $20 млрд. Кроме того, все страны, через которые пройдет новая труба, пытаются выторговать скидки на голубое топливо. Именно дороговизна проекта и необходимость снижать цену газа для стран-транзитеров, стала поводом для критики «Южного потока» со стороны российского Министерства финансов.

«До декабря время еще есть. Надо вместе с Европой еще раз поговорить с Украиной. Не факт, что работы по «Южному потоку» начнутся. До декабря будут еще переговоры. Окончательное решение о реализации этого проекта будет принято в декабре-январе», — сказал Иван Грачев, глава думского комитета по энергетике. Рассказывая о странах-транзитерах, через которые должен пройти новый газопровод, политик отмечает, что они «ничем не лучше и не хуже Украины». «Эти страны — такие же бедные. У них будут точно такие же проблемы с оплатой потребленного газа, полученного из России, а это даст им повод для шантажа. Непонятно, чем лучше этот проект, чем ремонт ГТС Украины, что обойдется в четыре раза дешевле строительства «Южного потока», — сказал Грачев. — Моя точка зрения, что на троих — Россия, Украина и Европа — договориться можно в короткие сроки, если «Газпром» скажет, что не претендует на 51% украинской трубы».

Киев настаивает на создании трехстороннего консорциума по управлению нашей ГТС, в котором акции сторон будут разделены поровну: каждому достанется около 33%. В то же время украинские власти пока отказываются от предложений Москвы продать трубу и создать консорциум с двумя участниками. Фактически Россия дала Украине два года на размышления, чтобы решить судьбу своей ГТС. Но сроки заканчиваются уж совсем не вовремя — приближаются парламентские выборы, а статус нашей транзитной трубы получил ярко выраженный политический подтекст. Европа не спешит определиться со своим участием в консорциуме: до сих пор Киев не услышал от Брюсселя четкого «да», равно как не было однозначного «нет». ЕС подверстал к политике многие экономические вопросы. Например, соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли напрямую зависят от качества проведения будущих выборов. Не исключено, что участие Европы в консорциуме как третьей стороны также будет тесно увязано с нашей политической ситуацией.

Эксперты полагают, что открывшееся окно (между завершением избирательной гонки и стартом «Южного потока») предоставит Москве и Киеву полтора месяца для достижения принципиальной договоренности о судьбе ГТС в более-менее спокойной политической атмосфере. Кроме того, в середине октября должна быть обнародована цена ГТС. Ее назовут европейские оценщики, работавшие по заказу Министерства энергетики и угольной промышленности. Российские эксперты полагают, что стоимость трубы, могут завысить. Ранее были озвучены цифры от пяти до 20 млрд долларов. Модернизация трубопровода потребует $6 млрд инвестиций. Понятно, что украинский бюджет такие расходы не потянет. Европейский банк реконструкции и развития, на помощь которого рассчитывали наши чиновники, не намерен пока финансировать этот проект.

Константин Симонов, глава российского Фонда энергетической безопасности полагает, что Москва могла бы заплатить за украинскую трубу около $8—10 млрд, если бы шла речь о ее продаже. «Если сравнивать, что России выгоднее: строить «Южный поток» или, например, купить украинскую ГТС, — здесь нужно учитывать множество факторов. Например, «Южный поток» — это все-таки новая труба, однако на реализацию проекта нужно потратить не только деньги, но и время. Украинская ГТС хоть и старая, но транспортировать газ по ней можно сейчас, Москва давно предлагала купить ее. За это Украина получила бы внутрироссийскую цену газа, а нам не пришлось бы тратить деньги на «Южный поток». Но если ситуация будет складываться таким образом, что мы все-таки его строим, тогда Украина в перспективе полностью потеряет транзит, а разговоров о скидках вообще не будет», — сказал Симонов «Известиям в Украине».

Кроме того, сейчас среди российских, европейских и украинских экспертов нет единого мнения по поводу необходимости строительства «Южного потока». Ведь если Европа найдет способ насытить свой рынок сланцевым газом, о чем регулярно заявляют еврочиновники, то цена традиционного топлива сильно снизится, да и спрос на российский природный газ упадет. В таком случае мощности новых магистралей для его доставки европейским потребителям окажутся невостребованными. Поэтому многие полагают, что для транзита выгоднее именно украинская труба.

Михаил Гончар, директор энергетических программ центра «НОМОС» уверен, что наиболее вероятным сегодня остается создание двустороннего консорциума Украина — Россия. А «Южный поток» построят в некоем усеченном варианте. Эксперт напомнил, что изначально его пропускная мощность предполагалась на уровне 31 млрд кубометров в год, но позже ее увеличили в два раза — до 63. Кроме того, для подготовки этого проекта приложено немало у лоббистских усилий, некоторые страны получили гарантии и преференции, подрядчики ждут освоения $20 млрд. «Все эти факторы придают проекту большую инерционность, поэтому от него нельзя просто так отказаться», — сказал Гончар «Известиям в Украине». А вот создание трехстороннего консорциума он назвал фантастичным. «Украина потеряла три года и не провела реформу газового сектора. Евросоюз не будет связываться с непонятной для него структурой. Кроме того, сейчас ЕС уже решил для себя вопрос о минимизации рисков от непредсказуемых действий Украины и России. На газовом рынке ЕС создается совершенно новая инфраструктура, которая позволит перебрасывать нужные объемы газа в случае возникновения каких-то непредвиденных ситуаций. Так что Евросоюзу консорциум уже не особо-то и нужен», — резюмировал Гончар.

Главное, в чем сходятся эксперты и в Москве, и в Киеве — что при любой конфигурации консорциума мы потеряем возможность использовать трубу в реверсном режиме. Евросоюз если и ввяжется в консорциум, будет заинтересован в полной загрузке трубы «в свою сторону».

Источник: Известия в Украине, 08.10.2012

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики