Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Миллер и Сечин просят помощи у Путина

Миллер и Сечин просят помощи у Путина

Госкорпорации ополчились на либеральные инициативы правительства: «Газпром» и «Роснефть» консолидировано выступили против допуска частника к работе на российском шельфе.

Глава «Газпрома» Алексей Миллер и глава «Роснефти» Игорь Сечин направили президенту Владимиру Путину письмо, в котором выразили озабоченность планами «либерализации доступа к шельфовым месторождениям». Как отмечается в документе, Минприроды внесло в правительство недоработанные нормативные акты, что нанесет прямой ущерб «Газпрому» и «Роснефти», и, соответственно, государственным интересам.

О том, насколько критична ситуация для госмонополий, в интервью Business FM рассказал генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

— Можно ли реально говорить о либерализации доступа к шельфу?

–– Ситуация давно находится в этой фазе. Частные компании сразу после формирования нового правительства выступили с инициативой либерализации доступа к шельфу, и правительство их в этом поддержало.

Вице-премьер Аркадий Дворкович, который курирует шельф, и Игорь Шувалов намеками и прямо выражали свою готовность смотреть варианты либерализации доступа к шельфу. Президент тоже призывал к тому, чтобы более активно допускать частные компании.

В ответ «Роснефть» предложила частным российским компаниям входить в проекты на условиях иностранных компаний. Получается не вполне либерализация. Еще в 2008 году был принят закон об иностранных инвестициях в стратегической отрасли и поправки к закону о шельфе. По этим законам известно, что «Роснефть» и «Газпром» обладают монополией на получение шельфовых лицензий. Все шельфовые проекты признаны стратегическими, и получить лицензии могут только «Газпром» и «Роснефть». Конечно, они свою территорию обороняют.

–– В письме «Газпром» и «Роснефть» ссылаются на ущерб не только им, но и государственным интересам. В  чем состоит этот ущерб?

–– Речь идет о том, что госкомпании представляют интересы государства, платят дивиденды в бюджет. Госкомпании в большей степени могут соответствовать государственной политике в области шельфа. Они позиционируют себя так, что у них больше опыта в этих проектах. Не секрет, что для добычи в Арктике нужны масштабные партнерские проекты в судостроении. Государство говорит: финансируйте российские предприятия — госкомпании финансируют. Их проще контролировать. Правда, у частных компаний тоже есть набор аргументов.

–– «Интерфакс» распространил информацию, со ссылкой на некие документы, что якобы Путин отчитал правительство за затягивание выдачи «Роснефти» и «Газпрому» новых лицензий на разработку шельфа. По данным агентства, вице-премьер Дворкович недоволен, что у госкомпании так много лицензий. В данном конфликте кто выйдет победителем?

–– Госкомпания. И эта история может быть связана с теми процессами, которые сейчас идут в нефтянке. Например, ситуация между «Роснефтью» и ТНК-ВР. Частные компании говорят о том, что очень медленно развиваются непосредственно проекты. А госкомпании говорят, что, наоборот, они сейчас подписывают массу соглашений с иностранными компаниями, и иностранные компании должны придать динамику этому процессу. Путин заинтересован в этом процессе, и я не исключаю, что сразу же за передачей новых лицензий будут создаваться новые совместные предприятия с иностранными компаниями по шельфу. Схема будет заключаться в том, что либерализация будет ограниченной. Частные компании допустят к геологоразведке согласно планам Минприроды, но при этом «Роснефть» и «Газпром» получат наиболее интересные лицензии на шельфе.

–– Главная проблема освоения шельфа — это очень дорого. А ситуация на мировом рынке нефти и газа до конца не ясна. Смогут ли «Роснефть» и «Газпром» освоить эти лицензии, особенно, если учесть, что «Роснефть» собирается сейчас покупать ТНК-ВР?

–– Я об этом и говорил, что мы вам — долю в проектах, а вы ищите деньги на первый этап. Посмотрите внимательно условия всех соглашений, они написаны под копирку: мы передаем долю в проектах, компания западная получает возможность поставить эти запасы на баланс, но первый этап геологоразведочных работ финансируется иностранными компаниями. В этом плане, на первичном этапе нефтяные компании попытаются переложить эту финансовую ответственность на иностранных партнеров. В плюс к этому, не забывайте, что сейчас рассматривается новый налоговый режим на шельфе, он очень льготный, согласно планам. Плюс, государство готово профинансировать инфраструктуру судостроения и так далее. Поэтому госкомпании, конечно, переложат финансовую ответственность на иностранцев и на государство тоже.

–– Иначе говоря, мы вас подпустим под нашим контролем, если вы нам дадите деньги и технологии?

–– В общем, да. Но иностранные компании согласятся на это: суперкомфортных мест для инвестиций уже нет.

Источник: BFM.RU, 18.10.2012


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики