Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Миллер и Сечин просят помощи у Путина

Миллер и Сечин просят помощи у Путина

Госкорпорации ополчились на либеральные инициативы правительства: «Газпром» и «Роснефть» консолидировано выступили против допуска частника к работе на российском шельфе.

Глава «Газпрома» Алексей Миллер и глава «Роснефти» Игорь Сечин направили президенту Владимиру Путину письмо, в котором выразили озабоченность планами «либерализации доступа к шельфовым месторождениям». Как отмечается в документе, Минприроды внесло в правительство недоработанные нормативные акты, что нанесет прямой ущерб «Газпрому» и «Роснефти», и, соответственно, государственным интересам.

О том, насколько критична ситуация для госмонополий, в интервью Business FM рассказал генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

— Можно ли реально говорить о либерализации доступа к шельфу?

–– Ситуация давно находится в этой фазе. Частные компании сразу после формирования нового правительства выступили с инициативой либерализации доступа к шельфу, и правительство их в этом поддержало.

Вице-премьер Аркадий Дворкович, который курирует шельф, и Игорь Шувалов намеками и прямо выражали свою готовность смотреть варианты либерализации доступа к шельфу. Президент тоже призывал к тому, чтобы более активно допускать частные компании.

В ответ «Роснефть» предложила частным российским компаниям входить в проекты на условиях иностранных компаний. Получается не вполне либерализация. Еще в 2008 году был принят закон об иностранных инвестициях в стратегической отрасли и поправки к закону о шельфе. По этим законам известно, что «Роснефть» и «Газпром» обладают монополией на получение шельфовых лицензий. Все шельфовые проекты признаны стратегическими, и получить лицензии могут только «Газпром» и «Роснефть». Конечно, они свою территорию обороняют.

–– В письме «Газпром» и «Роснефть» ссылаются на ущерб не только им, но и государственным интересам. В  чем состоит этот ущерб?

–– Речь идет о том, что госкомпании представляют интересы государства, платят дивиденды в бюджет. Госкомпании в большей степени могут соответствовать государственной политике в области шельфа. Они позиционируют себя так, что у них больше опыта в этих проектах. Не секрет, что для добычи в Арктике нужны масштабные партнерские проекты в судостроении. Государство говорит: финансируйте российские предприятия — госкомпании финансируют. Их проще контролировать. Правда, у частных компаний тоже есть набор аргументов.

–– «Интерфакс» распространил информацию, со ссылкой на некие документы, что якобы Путин отчитал правительство за затягивание выдачи «Роснефти» и «Газпрому» новых лицензий на разработку шельфа. По данным агентства, вице-премьер Дворкович недоволен, что у госкомпании так много лицензий. В данном конфликте кто выйдет победителем?

–– Госкомпания. И эта история может быть связана с теми процессами, которые сейчас идут в нефтянке. Например, ситуация между «Роснефтью» и ТНК-ВР. Частные компании говорят о том, что очень медленно развиваются непосредственно проекты. А госкомпании говорят, что, наоборот, они сейчас подписывают массу соглашений с иностранными компаниями, и иностранные компании должны придать динамику этому процессу. Путин заинтересован в этом процессе, и я не исключаю, что сразу же за передачей новых лицензий будут создаваться новые совместные предприятия с иностранными компаниями по шельфу. Схема будет заключаться в том, что либерализация будет ограниченной. Частные компании допустят к геологоразведке согласно планам Минприроды, но при этом «Роснефть» и «Газпром» получат наиболее интересные лицензии на шельфе.

–– Главная проблема освоения шельфа — это очень дорого. А ситуация на мировом рынке нефти и газа до конца не ясна. Смогут ли «Роснефть» и «Газпром» освоить эти лицензии, особенно, если учесть, что «Роснефть» собирается сейчас покупать ТНК-ВР?

–– Я об этом и говорил, что мы вам — долю в проектах, а вы ищите деньги на первый этап. Посмотрите внимательно условия всех соглашений, они написаны под копирку: мы передаем долю в проектах, компания западная получает возможность поставить эти запасы на баланс, но первый этап геологоразведочных работ финансируется иностранными компаниями. В этом плане, на первичном этапе нефтяные компании попытаются переложить эту финансовую ответственность на иностранных партнеров. В плюс к этому, не забывайте, что сейчас рассматривается новый налоговый режим на шельфе, он очень льготный, согласно планам. Плюс, государство готово профинансировать инфраструктуру судостроения и так далее. Поэтому госкомпании, конечно, переложат финансовую ответственность на иностранцев и на государство тоже.

–– Иначе говоря, мы вас подпустим под нашим контролем, если вы нам дадите деньги и технологии?

–– В общем, да. Но иностранные компании согласятся на это: суперкомфортных мест для инвестиций уже нет.

Источник: BFM.RU, 18.10.2012


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики