Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Российские эксперты считают «нефтяные инициативы» Лукашенко неинтересными

Российские эксперты считают «нефтяные инициативы» Лукашенко неинтересными

Для урегулирования разногласий Москвы и Минска в нефтяной сфере Александр Лукашенко предложил обменять белорусские НПЗ на право добычи нефти и газа на российских месторождениях. Эксперты оценили инициативу скептически.

Президент Беларуси Александр Лукашенко предложил России одним махом разрешить все имеющиеся противоречия в нефтяной сфере: купить белорусские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) в обмен на доступ белорусских компаний к российским недрам. Отраслевые эксперты в России сомневаются в реализуемости такого проекта, подчеркивая, что Москве и Минску рано или поздно придется как-то решать существующие разногласия.

Условия не ясны

Выступая 16 октября на пресс-конференции для журналистов российских региональных СМИ, президент Беларуси Александр Лукашенко заявил, что готов продать Москве нефтеперерабатывающие заводы. Взамен Лукашенко хотел бы получить право для белорусских компаний добывать на российских месторождениях 10 миллионов тонн нефти и 10 миллиардов кубометров газа ежегодно.

Никаких дополнительных деталей белорусский лидер не сообщил. Между тем именно они, уверены эксперты, в данном случае имеют принципиальное значение. «Предположим, что НПЗ обменивается на право разработки месторождений. Но кто будет этим заниматься, на каких месторождениях, откуда финансирование?» — ставит вопросы начальник аналитического отдела инвестиционной компании «Церих Кэпитал Менеджмент» Николай Подлевских.

По его словам, если речь идет о безденежном обмене НПЗ на право добычи по 10 миллионов тонн нефти ежегодно в течение 10 или 20 лет, то такие месторождения должны содержать извлекаемые запасы порядка 1–2 миллиарда баррелей.

Это, по выражению Подлевских, довольно приличные запасы (для сравнения — запасы норвежской Statoil, по его данным, оцениваются примерно в 3 миллиарда баррелей), и вряд ли Россия на это пойдет.

Непонятны и условия, на которых Беларусь хотела бы разрабатывать российские недра. Аналитики в один голос говорят о том, что технологической подготовки и оснащенности белорусским компаниям не хватит ни для восточносибирских, ни тем более для шельфовых месторождений.

«Зарубежные партнеры привлекаются в такие проекты для того, чтобы получить от них опыт, технологии и сократить финансовые риски. И если до сих пор ни одна из российских компаний не сотрудничала с белорусскими, значит, те не представляют интереса в этом плане «, — заявила DW аналитик нефтегазового сектора независимого аналитического агентства „Инвесткафе“ Юлия Войтович.

Переработка не является приоритетом

Что касается потребности России в современных НПЗ, то в экспертном сообществе ее признают, отмечая, что сейчас это далеко не главная проблема. „У нефтяных компаний всегда есть выбор — строить новый завод или инвестировать в новые проекты по добыче. И то, и другое подразумевает инвестиции на миллиарды долларов“, — объясняет руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.

„Это огромные деньги (намного превышающие стоимость белорусских НПЗ), а также очень длительный период сооружения и выхода на проектную мощность. За такое время внешние условия могут сильно измениться“, — соглашается с коллегой Николай Подлевских. Впрочем, и сегодня условия для увеличения экспорта нефтепродуктов не самые благоприятные: в Европе падает спрос на топливо, а вместе с ним и доходы от переработки нефти.

Так что, указывают специалисты, у российских нефтяных компаний пока нет никакого интереса строить новые НПЗ, как и приобретать на сомнительных условиях действующие белорусские. Не стоит забывать и о том, что те, кто хотел выйти на европейский рынок, уже это сделали.

„Лукойл“ владеет НПЗ в Нидерландах, Болгарии и Румынии. „Газпром нефть“ сейчас модернизирует заводы сербской компании NIS, а „Роснефть“ имеет нефтеперерабатывающие мощности в Германии», — напоминает Юлия Войтович из аналитического агентства «Инвесткафе».

Проверенные методы

И все же если у российских компаний особой заинтересованности в нефтяном партнерстве с Беларусью нет, есть она у властей страны, которые хотят исключить возможные проблемы для российского бюджета. По некоторым данным, за первые восемь месяцев 2012 года Минск недоплатил Москве 2 миллиарда долларов таможенных пошлин за нефтепродукты, полученные из российской нефти и отправленные на экспорт. Аналитики отмечали, что белорусские компании пытались уйти от необходимости платить пошлину, продавая нефтепродукты под видом растворителей и разбавителей.

«Формально нарушений вроде бы нет, но вопрос надо решать», — признает Александр Пасечник из Фонда национальной энергетической безопасности. По его мнению, к предложению президента Лукашенко, возможно, рано или поздно сторонам придется вернуться. Пока же Москва, похоже, вернулась к проверенным методам воздействия на белорусских партнеров — она сокращает поставки нефти. В четвертом квартале Беларусь может получить ее на четверть меньше, чем было запланировано: 4 миллиона тонн вместо 5,3 миллиона.

Не исключено, что именно такой метод применительно к Александру Лукашенко — самый верный, подчеркивает Николай Подлевских: «Из геополитических соображений можно было бы пойти навстречу нашим партнерам и предоставить некоторые льготы по разработке месторождений, помочь кредитами, договорится о допуске к трубе. Но ведь Минск всегда может начать отыгрывать сделку назад».

Источник: UDF.BY, 23.10.2012


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики