|
||||||||||
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Друг по расчету Друг по расчету(фрагмент статьи) Казахстан и Россия могут не конкурировать, а вместе выходить на энергетические рынки Старого Света и Азиатско-Тихоокеанского региона, предлагая заранее обговоренные условия экспорта нефти и газа. Громким финалом сложного полугодового переговорного процесса вокруг Кашаганского проекта стало двукратное увеличение доли Казахстана в освоении этого крупнейшего в мире нефтяного месторождения - с 8,33% до 16,81%. Как отмечают в казахстанском правительстве, таким образом удалось добиться "восстановления баланса экономических интересов", сместившихся не в пользу Казахстана. А российские комментаторы тут же отметили другое: схема "перераспределения ресурса" во многом повторяет российский опыт по "национализации" проекта "Сахалин-2". Казахстан для начала потребовал присвоения статуса сооператора проекта собственной госкомпании, подкрепив все это экологическими и налоговыми претензиями. Затем были законодательные изменения - в соответствии с новым документом о недрах государство получило право пересматривать те соглашения о разделе продукции (СРП), которые "противоречат национальным интересам Республики Казахстан". Далее последовала угроза разрыва СРП по Северо-Каспийскому проекту. Все это возымело должное действие на участников консорциума. Так или иначе, но Казахстан очень даже удачно воспользовался моментом, когда консорциум настаивал на очередной отсрочке начала освоения Кашагана, и инициировал то, что элита Казахстана давно хотела реализовать - пересмотр нефтяных договоров в пользу государства. (...) ... затягивание сроков начала промышленной добычи нефти на месторождении Кашаган откладывает и создание Казахстанской каспийской системы транспортировки. Чтобы оправдать проект БТД ценой в $5 млрд., нужна кашаганская нефть. Пока ее нет, вопрос возврата вложенных денег будет оставаться в подвешенном состоянии. И это прежде всего бьет по планам американской политики в регионе Центральной Азии и Закавказья. Ведь именно Соединенные Штаты приложили максимум усилий к тому, чтобы проект БТД был доведен до реализации. Создает это сложности и для Европы, которая уже давно говорит о диверсификации энергопоставок, ключевым звеном которой признаются углеводороды с Каспия и некоторых других регионов мира. Диверсификация является, по сути, политическим инструментом давления на Россию, не желающую подписывать европейскую энергетическую хартию и не допускающую энергетические компании Старого Света к российской стратегической трубе. Так что чем дольше будет затягиваться вопрос Кашагана, тем труднее Брюсселю в переговорах с Москвой. "Казахстан сейчас смотрит на Россию, Европу и Китай, пытаясь усидеть на трех стульях, но вместе с тем извлечь из этого положения и собственную выгоду", - отметил президент Центра политической конъюнктуры Константин Симонов Кроме того, пока статус Каспийского моря еще не до конца определен, трудно строить долгосрочные планы, а иностранным инвесторам - вкладываться в регион. Прикаспийские государства сейчас размышляют, как не прогадать с ценой каспийского шельфа, мировые нефтяные компании стараются выгоднее приобрести столь привлекательные нефтяные активы. В большей степени это касается двух крупнейших государств региона - России и Казахстана. Топливно-энергетические комплексы обоих государств во многом схожи, и Россия, и Казахстан фактически конкурируют на одном экономическом пространстве - на Каспии - за инвестиции. При этом главная проблема обоих стран - дефицит инвестиций в уже разведанные запасы в материковой части. Чрезмерные, по мнению некоторых аналитиков, ожидания на Каспии приведут к оттоку или недостаточному притоку инвестиций в Западную Сибирь, Западный Казахстан, где уже имеются месторождения, промышленная и социальная инфраструктура, национальные кадры. Есть и еще один аспект. До сих пор основным поставщиком углеводородов для Китая, Индии и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) выступал Ближний Восток. Но в связи с затянувшейся американской военной операцией в Ираке и возможным вовлечением в войну Ирана, азиаты стали делать основной акцент на альтернативах, главной из которых является российская и казахстанская нефть. (...) Автор: Светлана Локоткова Источник: Прямые инВЕСТИции (Москва).- 05.02.2008.- 002.- C.4-8 |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограниченийНовая логистика российского нефтяного бизнесаНовая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическаяРоссийская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолкомВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
|||||||||
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |