Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия и Болгария определились с судьбой «Южного Потока»

Россия и Болгария определились с судьбой «Южного Потока»

«Газпром» и болгарская компания Bulgargaz урегулировали вопрос инвестиций в проект газопровода. При этом российский монополист пошел на значительные уступки Софии. Однако строительство «Южного потока» нерентабельно и принесет инвесторам убытки в будущем, уверены собеседники «Коммерсантъ FM».

Россия и Болгария определились с судьбой «Южного Потока». Стороны подписали окончательное инвестрешение по газопроводу. Протяженность болгарского участка составит 538 км, на нем будут построены три компрессорные станции. Бюджет стройки — €3,3 млрд. София в результате соглашения добилась серьезных преференций.

Контракт «Газпрома» с Bulgargaz рассчитан на десять лет. Годовой объем — 2,9 млрд кубометров. Планка «бери или плати» составляет 80% против 90% в предыдущем контракте. По истечении первых шести лет контракта Болгария имеет возможность сократить объем закупки газа при наличии достаточного объема собственной добычи.

Договоренность на поставку газа является прямой. Прежде поставки велись через посредника СП «Газпрома» с местными бизнесменами «Овергаз». За счет наценки на импортируемый газ компания развивала в республике. Также по условиям контракта с 2013 года София получит 20-процентную скидку на российский газ по сравнению с ценой, предусмотренной на 2012 г.

За последние три недели «Газпром» в срочном порядке успел подписать инвестрешения по газопроводу сразу с несколькими странами — Венгрией, Сербией и Словенией. Монополия торопится в преддверии запуска строительства морской части трубы, на котором будет присутствовать Владимир Путин, считает директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

«Уже известна дата запуска строительства морской части „Южного потока“, поэтому я абсолютно убежден, что все эти соглашения приурочены к 7 декабря, ко дню, когда и произойдет это событие. И я так понимаю, что в этот раз будет присутствовать лично Владимир Путин. Естественно, чтобы подтвердить состоятельность строительства морской части, нужно продемонстрировать и то, что эта труба будет построена через море, а она выйдет на сушу в Болгарии и будет продолжена и там», — говорит он.

Также подтолкнуть «Газпром» к ускорению строительства «Южного потока» могла агрессивная риторика Украины, считают политологи. Однако в современных реалиях рынка никакая спешка уже не спасет проект от нерентабельности, рассказал содиректор аналитического управления «Инвесткафе» Григорий Бирг.

«При текущем сокращении потребления газа в Европе и дальнейшем усилении конкуренции на европейском рынке за счет планов Евросоюза по достижению меньшей энергозависимости от России, в частности за счет внедрения третьего энергопакета, а также неполной загрузки „Северного потока“, это скорейшее начало строительства „Южного потока“, на мой взгляд, абсолютно нецелесообразно.

Для инвесторов подобный новостной фон означает следующее: снижение выручки и рост капитальных затрат в долгосрочном периоде, а, соответственно, меньший доход для акционеров», — говорит он.

Также о нерентабельности проекта говорит постоянное подорожание проекта, отмечают экономисты. Если месяц назад стоимость «Южного потока» оценивалась в €15,5 млрд, то сейчас — уже свыше €16,5 млрд.

Автор: Алексей Киселев

Источник: Коммерсант ФМ, 16.11.2012


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики