Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Конец переносам

Конец переносам

Основополагающий принцип гражданского права гласит: Pacta sunt servanda, или «договоры должны соблюдаться». Он напрямую относится и к работе властных структур. Крайне важно, чтобы власть выполняла свои обещания, включая и диалог с бизнесом, закрепленный в правительственных решениях.

Яркий пример – долгая история с переходом на новые стандарты топлива. Обязательный переход на топливо класса не ниже «Евро-3» должен был произойти еще 1 января 2009 года. Но переход на «Евро-3» отложили на два года, а затем и до 1 января 2013 года. Еще одна сдвижка была бы уже серьезным ударом по репутации исполнительной власти в глазах делового сообщества. Отрадно, что на этот раз государство осознало пагубность политики неисполнения собственных же решений. Свою позицию относительно невозможности очередного переноса публично высказали и президент Владимир Путин, и министр энергетики Александр Новак. Они убеждены, что сроки ввода новых стандартов на этот раз должны быть выполнены. Значит, новый стандарт начнет работать через полтора месяца.

Государственные решения – серьезный сигнал для бизнеса. Он подстраивается под экономический курс правительства, вкладывает собственные деньги. И если государство берет свои слова назад и не выполняет договоренности, это не просто подрывает доверие к властным структурам, но и приводит к вполне очевидным финансовым потерям. А далее вполне логичная цепочка: разочарование, нежелание заниматься инвестированием в РФ, вывод капиталов из страны.

Принятое в 2008 году решение отказаться от потребления топлива стандарта «Евро-2» привело к радикальным переменам в нефтепереработке. Ситуация наконец-то сдвинулась с мертвой точки, и после многолетних безрезультатных декламаций о необходимости модернизации производства отрасль без преувеличения испытала инвестиционный бум. Почти 20% инвестиций в обрабатывающую промышленность приходится сегодня на нефтепереработку. Естественно, государство должно было поощрить инвесторов. Тем более что для этого нужно было лишь выполнить взятые на себя обязательства.

А ведь переход на «Евро-3» важен не только с инвестиционной точки зрения. Это решение, напрямую связанное с качеством жизни. Развитие экономики и рост доходов населения формируют более высокие требования, относящиеся к окружающей нас среде. В том числе и поэтому в последнее время мы любим рассуждать на «зеленые» темы. Скажем, экологи весьма активно призывают отказаться от разработки арктических месторождений. Но Арктика – вопрос будущего. А в суровом настоящем мы имеем колоссальные экологические проблемы в наших городах, вызванные как раз некачественным топливом. От стран Европы мы отстали в вопросах стандартов почти на 15 лет. Европейский опыт показал, что отказ от «Евро-2» на 40% снизил выбросы загрязняющих веществ от автотранспорта. Поэтому промедление с отказом от некачественного топлива – прямой удар по здоровью горожан. И, кстати, убытки для государства, вынужденного оплачивать их лечение. Государство, скажем, начало кампанию по борьбе с курением – но ведь выбросы бензола и серы наносят нам не меньший вред.

Не секрет, что некоторые компании ожидали очередного переноса, в силу чего не все инвестиционные планы были выполнены в срок. В результате возникла страшилка: из-за новых стандартов топлива Россия вынуждена будет перейти на импорт бензина. Но этот тезис рассчитан на слишком уж доверчивого и неподготовленного читателя. По оценкам экспертов рынка, объем импорта составит лишь 1,5% от годового потребления бензина. Тем более что основную часть бензина мы получим с белорусских заводов, что только усилит экономическую интеграцию на постсоветском пространстве. И, возможно, ускорит темпы их приватизации, в которой смогут принять участие и российские компании.

Отказ от потребления «Евро-2» – только начало пути. Впереди нас ждет переход на «Евро-4» и «Евро-5». Это значимые меры с точки зрения осовременивания России и модернизации ее экономики. Нефтяной бизнес готов и дальше вкладывать деньги в переработку. Если государство, как и этой осенью, также будет следовать однажды принятым стратегическим решениям.

Автор: Константин Симонов

Источник: Независимая газета, 22.11.2012


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики