Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Конец переносам

Конец переносам

Основополагающий принцип гражданского права гласит: Pacta sunt servanda, или «договоры должны соблюдаться». Он напрямую относится и к работе властных структур. Крайне важно, чтобы власть выполняла свои обещания, включая и диалог с бизнесом, закрепленный в правительственных решениях.

Яркий пример – долгая история с переходом на новые стандарты топлива. Обязательный переход на топливо класса не ниже «Евро-3» должен был произойти еще 1 января 2009 года. Но переход на «Евро-3» отложили на два года, а затем и до 1 января 2013 года. Еще одна сдвижка была бы уже серьезным ударом по репутации исполнительной власти в глазах делового сообщества. Отрадно, что на этот раз государство осознало пагубность политики неисполнения собственных же решений. Свою позицию относительно невозможности очередного переноса публично высказали и президент Владимир Путин, и министр энергетики Александр Новак. Они убеждены, что сроки ввода новых стандартов на этот раз должны быть выполнены. Значит, новый стандарт начнет работать через полтора месяца.

Государственные решения – серьезный сигнал для бизнеса. Он подстраивается под экономический курс правительства, вкладывает собственные деньги. И если государство берет свои слова назад и не выполняет договоренности, это не просто подрывает доверие к властным структурам, но и приводит к вполне очевидным финансовым потерям. А далее вполне логичная цепочка: разочарование, нежелание заниматься инвестированием в РФ, вывод капиталов из страны.

Принятое в 2008 году решение отказаться от потребления топлива стандарта «Евро-2» привело к радикальным переменам в нефтепереработке. Ситуация наконец-то сдвинулась с мертвой точки, и после многолетних безрезультатных декламаций о необходимости модернизации производства отрасль без преувеличения испытала инвестиционный бум. Почти 20% инвестиций в обрабатывающую промышленность приходится сегодня на нефтепереработку. Естественно, государство должно было поощрить инвесторов. Тем более что для этого нужно было лишь выполнить взятые на себя обязательства.

А ведь переход на «Евро-3» важен не только с инвестиционной точки зрения. Это решение, напрямую связанное с качеством жизни. Развитие экономики и рост доходов населения формируют более высокие требования, относящиеся к окружающей нас среде. В том числе и поэтому в последнее время мы любим рассуждать на «зеленые» темы. Скажем, экологи весьма активно призывают отказаться от разработки арктических месторождений. Но Арктика – вопрос будущего. А в суровом настоящем мы имеем колоссальные экологические проблемы в наших городах, вызванные как раз некачественным топливом. От стран Европы мы отстали в вопросах стандартов почти на 15 лет. Европейский опыт показал, что отказ от «Евро-2» на 40% снизил выбросы загрязняющих веществ от автотранспорта. Поэтому промедление с отказом от некачественного топлива – прямой удар по здоровью горожан. И, кстати, убытки для государства, вынужденного оплачивать их лечение. Государство, скажем, начало кампанию по борьбе с курением – но ведь выбросы бензола и серы наносят нам не меньший вред.

Не секрет, что некоторые компании ожидали очередного переноса, в силу чего не все инвестиционные планы были выполнены в срок. В результате возникла страшилка: из-за новых стандартов топлива Россия вынуждена будет перейти на импорт бензина. Но этот тезис рассчитан на слишком уж доверчивого и неподготовленного читателя. По оценкам экспертов рынка, объем импорта составит лишь 1,5% от годового потребления бензина. Тем более что основную часть бензина мы получим с белорусских заводов, что только усилит экономическую интеграцию на постсоветском пространстве. И, возможно, ускорит темпы их приватизации, в которой смогут принять участие и российские компании.

Отказ от потребления «Евро-2» – только начало пути. Впереди нас ждет переход на «Евро-4» и «Евро-5». Это значимые меры с точки зрения осовременивания России и модернизации ее экономики. Нефтяной бизнес готов и дальше вкладывать деньги в переработку. Если государство, как и этой осенью, также будет следовать однажды принятым стратегическим решениям.

Автор: Константин Симонов

Источник: Независимая газета, 22.11.2012


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики