Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Конец переносам

Конец переносам

Основополагающий принцип гражданского права гласит: Pacta sunt servanda, или «договоры должны соблюдаться». Он напрямую относится и к работе властных структур. Крайне важно, чтобы власть выполняла свои обещания, включая и диалог с бизнесом, закрепленный в правительственных решениях.

Яркий пример – долгая история с переходом на новые стандарты топлива. Обязательный переход на топливо класса не ниже «Евро-3» должен был произойти еще 1 января 2009 года. Но переход на «Евро-3» отложили на два года, а затем и до 1 января 2013 года. Еще одна сдвижка была бы уже серьезным ударом по репутации исполнительной власти в глазах делового сообщества. Отрадно, что на этот раз государство осознало пагубность политики неисполнения собственных же решений. Свою позицию относительно невозможности очередного переноса публично высказали и президент Владимир Путин, и министр энергетики Александр Новак. Они убеждены, что сроки ввода новых стандартов на этот раз должны быть выполнены. Значит, новый стандарт начнет работать через полтора месяца.

Государственные решения – серьезный сигнал для бизнеса. Он подстраивается под экономический курс правительства, вкладывает собственные деньги. И если государство берет свои слова назад и не выполняет договоренности, это не просто подрывает доверие к властным структурам, но и приводит к вполне очевидным финансовым потерям. А далее вполне логичная цепочка: разочарование, нежелание заниматься инвестированием в РФ, вывод капиталов из страны.

Принятое в 2008 году решение отказаться от потребления топлива стандарта «Евро-2» привело к радикальным переменам в нефтепереработке. Ситуация наконец-то сдвинулась с мертвой точки, и после многолетних безрезультатных декламаций о необходимости модернизации производства отрасль без преувеличения испытала инвестиционный бум. Почти 20% инвестиций в обрабатывающую промышленность приходится сегодня на нефтепереработку. Естественно, государство должно было поощрить инвесторов. Тем более что для этого нужно было лишь выполнить взятые на себя обязательства.

А ведь переход на «Евро-3» важен не только с инвестиционной точки зрения. Это решение, напрямую связанное с качеством жизни. Развитие экономики и рост доходов населения формируют более высокие требования, относящиеся к окружающей нас среде. В том числе и поэтому в последнее время мы любим рассуждать на «зеленые» темы. Скажем, экологи весьма активно призывают отказаться от разработки арктических месторождений. Но Арктика – вопрос будущего. А в суровом настоящем мы имеем колоссальные экологические проблемы в наших городах, вызванные как раз некачественным топливом. От стран Европы мы отстали в вопросах стандартов почти на 15 лет. Европейский опыт показал, что отказ от «Евро-2» на 40% снизил выбросы загрязняющих веществ от автотранспорта. Поэтому промедление с отказом от некачественного топлива – прямой удар по здоровью горожан. И, кстати, убытки для государства, вынужденного оплачивать их лечение. Государство, скажем, начало кампанию по борьбе с курением – но ведь выбросы бензола и серы наносят нам не меньший вред.

Не секрет, что некоторые компании ожидали очередного переноса, в силу чего не все инвестиционные планы были выполнены в срок. В результате возникла страшилка: из-за новых стандартов топлива Россия вынуждена будет перейти на импорт бензина. Но этот тезис рассчитан на слишком уж доверчивого и неподготовленного читателя. По оценкам экспертов рынка, объем импорта составит лишь 1,5% от годового потребления бензина. Тем более что основную часть бензина мы получим с белорусских заводов, что только усилит экономическую интеграцию на постсоветском пространстве. И, возможно, ускорит темпы их приватизации, в которой смогут принять участие и российские компании.

Отказ от потребления «Евро-2» – только начало пути. Впереди нас ждет переход на «Евро-4» и «Евро-5». Это значимые меры с точки зрения осовременивания России и модернизации ее экономики. Нефтяной бизнес готов и дальше вкладывать деньги в переработку. Если государство, как и этой осенью, также будет следовать однажды принятым стратегическим решениям.

Автор: Константин Симонов

Источник: Независимая газета, 22.11.2012


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики