Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газовые инфраструктуры Армении уже принадлежат Газпрому… Так зачем оставлять цены на газ низкими?

Газовые инфраструктуры Армении уже принадлежат Газпрому… Так зачем оставлять цены на газ низкими?

В интервью российскому информагентству Interfax премьер Армении Тигран Саргсян обещал до конца с.г. просветить «темные» страницы переговоров о цене поставляемого в Армению газа, т.е. когда эти переговоры завершатся. Он утверждал, что Армения и Россия пришли к согласию вокруг принципов формирования цены на газ. В любом случае ясно одно: цена на газ изменится в соответствии со средой международного рынка, т.е. газ подорожает.

На эту тему Первый Информационный побеседовал с гендиректором Фонда национальной энергетической безопасности России Константином Симоновым.

- Господин Симонов, как Вы думаете, какое место занимают политическая и экономическая составляющие в переговорах между РА и РФ о цене поставляемого в Армению газа?

- На самом деле не является секретом то, что Армения закупает газ по самой низкой цене на постсоветском пространстве, и цена эта даже несколько ниже, чем цена для Беларуси. В этом плане Россия учитывает также экономические трудности Армении. Полагаю, что в этой цене существует и политическая составляющая, и в этом ракурсе наши нормальные партнерские и политические отношения также приводят к тому, что политический фактор имеет место быть.

Здесь важен еще один момент, связанный с тем, что для контроля Армения первой передала свою газовую систему Газпрому, а Газпром, как известно, очень любит получать подобные активы в качестве собственности и стимулирует сдающую сторону низкими ценами. Беларусь пошла на ту же модель: только после передачи Белтрансгаза в управление Газпрому Беларусь получила меньшую чем 200 долларов цену за 1000 кубометров газа.

Напомню, что цена для Армении составляет 180 долларов за кубометр. Это очень низкая цена: например, Украина платит 430 долларов, но она не передает свою газораспределительную систему Газпрому.

В этом плане для низкой цены продаваемой Армении газа я вижу 2.5 фактора: передача инфраструктур Газпрому, наши политические отношения, а половинкой является то, что в Армении серьезные экономические проблемы, и Газпром считается с интересами покупателей… хотя это не всегда рассматривается в качестве фактора, т.к. в Молдове тоже большие экономические проблемы, но Газпром в этом случае не идет на уступки. Поэтому эту половинку фактора можно снять и оставить 2 основных фактора – инфраструктуры и политическое соглашение.

Ясно, что цена в 180 долларов достаточно низкая. Не секрет, что Россия хотела поднять ее, но, полагаю, здесь уже вопрос в наших договоренностях. Инфраструктуры уже получены, и в этом плане у Газпрома нет обязательств удерживать цену на планке 180 долларов долгое время, но политический фактор достаточно важен. Я не знаю, какой формулой будет представлена цена на газ, но, полагаю, Армения заинтересована получить максимально долгосрочную перспективу, т.к. наш договор с Беларусью хорош тем, что определяет наши отношения на несколько лет, и понятно, откуда происходит цена на газ.

Причем, эта цена не обусловлена ценой на газ на европейском рынке, но лишь ценой на российском рынке. Мне трудно судить, какая формула будет применена для РА, однако, не исключаю, что цена для Армении будет связана с ценами на российском рынке. Особенно если учесть, что с 2015г. мы также перейдем к политике ценового равенства поставок газа, т.е. цена на внутреннем рынке будет связана с ценой экспорта.

Я еще не готов прогнозировать, каким будет ценовой уровень. Не исключено, что будет иметь место определенный рост цен, однако, полагаю, в следующем году цена будет на уровне 200 долларов, что очень приемлемо. Тем более, когда сравниваем с Украиной, которая фактически платит в 2.5 раза дороже.

- Уже очень долгое время должностные лица заявляют, что идут переговоры, и в прессе распространилась информация, что цена на газ давно уже поднята и составляет вовсе не 180 долларов, а 200 или 220…

- Не знаю, я не в курсе, что пишет ваша пресса. Во всяком случае, читая отчеты Газпрома, я вижу, что цена составляет 180 долларов, и непонятно, откуда берутся другие цифры. Я бы с интересом прочитал, как это Газпром пишет 180 долларов, но цена на самом деле выше. Тогда куда прячут эти деньги? Не знаю, у меня нет ответа на этот вопрос.

- Ладно, а как Вы оцениваете то, что вопрос цены на газ вновь появился в повестке дня в преддверии президентских выборов в РА? В следующем году состоятся выборы. Видите ли Вы в этом какие-либо факторы?

- Полагаю, этот вопрос не связан с газом. У нас тема газа вообще очень важная. Например, на Украине в будущем году никаких выборов не будет, но о цене на газ говорят очень активно. В Молдове также, кажется, выборов не будет, но там также очень активно обсуждается газовая тема. Эта тема важна в наших отношениях, поэтому о газе мы будем говорить всегда. Будут выборы, или нет, это та тема, от которой мы не сможем отвлечься.

- Все же, как, по-вашему, почему переговоры идут так долго, но нет результатов?

- Ясно, почему так растянулись переговоры: одна сторона хочет повысить цену, а другая – понизить. Поэтому и переговоры длятся так долго.

Автор: Гаяне Хачатрян

Источник: Первый армянский информационный, 28.11.2012


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики