Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Минэнерго заставляет «Газпром» продать газ с «Сахалина-1»

Минэнерго заставляет «Газпром» продать газ с «Сахалина-1»

Из-за позиции ExxonMobil газ с проекта не могут продать уже семь лет

Министерство энергетики настаивает на проведении переговоров между «Газпромом» и американской корпорацией ExxonMobil по экспорту газа с проекта «Сахалин-1». Об этом «Известиям» сообщил источник в Минэнерго. По словам собеседника, ведомство обеспокоено отсутствием прогресса в реализации газовой составляющей «Сахалина-1» — газ с проекта не могут продать уже семь лет.

Нефтегазовый проект «Сахалин-1» реализуется по условиям соглашения о разделе продукции, Exxon является оператором проекта и владеет в нем 30-ной долей. Остальные акции принадлежат японской Sodeco (30%), индийской ONGC (20%) и «Роснефти» (20%). Давний конфликт интересов сторон заключается в том, что ExxonMobil, будучи совладельцем проекта, настаивает на том, чтобы сахалинский газ шел на экспорт, и уже с 2005 года вынашивает идею строительства газопровода до Китая. Но по российскому законодательству монопольным правом на экспорт газа обладает только «Газпром», а он, в свою очередь, против продажи ресурса на внешний рынок.

Пока что успешно ведется реализация только нефтяной части проекта, запасы месторождений Чайво, Одопту и Аркутун-Даги оцениваются в 307 млн т нефти. Газодобыча, в свою очередь, ведется в незначительных масштабах, несмотря на то что запасы газа в месторождениях велики — 485 млрд кубометров (для сравнения — годовые поставки «Газпрома» в Европу составляют около 150 млрд кубометров). В начале 2012 года в качестве решения проблемы обсуждалась даже возможность вхождения «Газпрома» в «Сахалин-1», но сделка так и не состоялась. За скорейшее решение вопроса по газовой фазе проекта недавно — в сентябре — выступило и правительство Сахалинской области.

По словам источника в Минэнерго, ведомство видит необходимость в переговорах между «Газпромом» и ExxonMobil. Например, этот проблемный вопрос министерство включало в повестку дня ноябрьского заседания Российско-Японской межправительственной комиссии в Японии.

В «Газпроме» указывают, что ключевым принципом Восточной газовой госпрограммы, координатором которой является монополия, является «приоритетность удовлетворения спроса на газ российских потребителей». Что касается переговоров с ExxonMobil, в компании не захотели комментировать этот вопрос. В пресс-службе компании напомнили, что «Газпром» всегда вел переговоры с компанией-оператором проекта «Сахалин-1» (Exxon Neftegas Limited) только о покупке газа второй фазы в свой портфель.

Источник в «Газпроме» предположил, что Минэнерго хочет решить вопрос продажи портфеля ExxonMobil «Газпрому», за этим и призывает стороны к переговорам, что несколько противоречит идее договориться экспортировать сахалинский газ. В Минэнерго и ExxonMobil не смогли дать оперативных комментариев.

По мнению директора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, идея позволить ExxonMobil торговать газом на внешнем рынке ни к чему хорошему не приведет, так как это может снизить цены на российский газ.

— Газ с «Сахалина-1» лучше встроить в общую концепцию строительства завода по сжижению газа во Владивостоке, труба с Сахалина уже есть, туда еще якутская труба может пойти. Там этот газ можно сжижать и поставлять на внешние рынки в рамках единой государственной экспортной политики, а не строить трубу с Сахалина в Китай, — говорит Константин Симонов. — Сейчас и так ведутся не самые легкие переговоры с Китаем по цене.

Аналитик из «ИФД-Капитал» Виталий Крюков отмечает, что главный приоритет государства — внутренний рынок и газификация регионов.

— При этом на внутреннем рынке, конечно, менее выгодно продавать газ, в этом случае государство должно это процесс как-то стимулировать, по низким ценам газ тоже мало кто хочет продавать потребителям, — говорит Виталий Крюков.

Эксперт также не исключает возможность того, что стороны все-таки договорятся о продаже портфеля ExxonMobil, но «вряд ли будет оказано давление, как это было с «Сахалином-2» (в 2007 году «Газпром» выкупил контроль в проекте у англо-голландской Shell). Он объясняет это тем, что ExxonMobil в последнее время участвует в крупных проектах с другим акционером «Сахалин-1» — «Роснефтью» — и отношения на политическом уровне у компаний хорошие. В тоже время «Роснефть» активизировалась на газовом рынке.

Автор: Маргарита Казанцева

Источник: Известия, 14.12.2012


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики