Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия добивается вывода Газпрома из-под действия Третьего энергопакета ЕС

Россия добивается вывода Газпрома из-под действия Третьего энергопакета ЕС

Газпром не умещается в Третий энергопакет. Европейский документ предписывает российскому госхолдингу обеспечить доступ сторонних компаний к половине своей газопроводной инфраструктуры в ЕС. Однако у этого положения есть ряд противоречий, отмечают эксперты

Третий энергопакет хоть и преследует цель уменьшить якобы доминирующую роль Газпрома в поставках сырья Европе, может вообще оставить страны ЕС замерзать без российского газа. Дело в том, что доступ мифических компаний к мощностям Газпрома снизит рентабельность бизнеса концерна и вообще поставит вопрос о целесообразности прокачки. Рассказывает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин:

«Если Газпром будет давать доступ к своей газотранспортной системе, то тем самым будет уменьшаться рентабельность продаж и тем самым окупаемость проекта будет под большим вопросом. Да, когда Газпром выйдет на окупаемость инвестиций, тогда можно говорить о выполнении Третьего энергопакета. Но сейчас я, если не об отмене, то хотя бы о некой отсрочке, точно бы вел переговоры с Евросоюзом».

Кроме отсрочки есть ещё один способ, который позволит сохранить рентабельность поставок Газпрома, а значит, и обеспечение топливом замерзающие европейские государства. Это придание газопроводам, которые проходят по той или иной стране, статуса национального проекта. Тогда Еврокомиссия может вывести ответвления из-под норм Третьего энергопакета. То есть освободить от требования открывать половину мощностей для третьих поставщиков.

Можно, конечно, понадеяться на некий апгрейд документа. Например, рассматривать «Южный поток» или «Северный» как единый трансграничный инфраструктурный проект. В таком случае энергетический закон также не действует. Пока же еврорегуляторы пытаются применить свои нормы по каждому из участков Газпрома отдельно. Возможно, это происходит потому, что при разработке документа не ориентировались на гигантские газовые артерии, подобные российским газопроводам. Такое предположение высказал директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин:

«Надо заметить, что последние несколько десятков лет в Евросоюзе не вводилось ничего такого крупного, например, как наш „Северный поток“, и тем более „Южный поток“. Поэтому действия этого Третьего энергопакета не учитывают подобные инвестиционные программы и проекты».

В ряде стран Газпром уже получил поддержку. Болгария и Венгрия придали проекту «Южный поток» статус национального. Аналогичное решение готовится Сербией. Канцлер ФРГ Ангела Меркель пообещала президенту России Владимиру Путину, что будет выступать за 100%-ное использование мощностей «Южного потока» Газпромом, если не найдутся альтернативные поставщики. А они не найдутся. По крайней мере в российском Фонде национальной энергетической безопасности их не видят. Руководитель аналитического управления этой организации Александр Пасечник считает, что Газпром обязывают допускать до своих мощностей несуществующих игроков:

«Есть основания полагать, что Газпром всё-таки добьется своего, потому что главное обременение — это резервирование до 50% мощностей под сторонних производителей газа. То есть, по сути, резервируют под несуществующих поставщиков».

Надо признать, Газпрому просто тесно в рамках Третьего энергопакета. В конце недели на саммите в Брюсселе Россия передаст Евросоюзу проект модифицированного соглашения о трансграничных газопроводах. Оно подразумевает исключение Газпрома из-под действия европейских энергетических законов.

Автор: Александр Кашапов

Источник: Голос России, 17.12.2012


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается
Американский сланец: жизнь в эпоху Трампа
Новый американский президент четко обозначил свои приоритеты в области энергетики, назвав ВИЭ пустой тратой денег и открыто сделав ставку на углеводороды. Это отличная новость для американских сланцевых компаний, как и существенный рост нефтяных цен на мировом рынке в 2017 и особенно в начале 2018 годов. Всем интересно, сколько нефти США на самом деле способны добывать. А ведь есть еще тема сланцевого газа. Соединенные Штаты слишком агрессивно рекламируют резкий рост производства СПГ, что невозможно без существенного увеличения добычи газа – опять же сланцевого.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2017 году и перспективы 2018 года

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики