Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия добивается вывода Газпрома из-под действия Третьего энергопакета ЕС

Россия добивается вывода Газпрома из-под действия Третьего энергопакета ЕС

Газпром не умещается в Третий энергопакет. Европейский документ предписывает российскому госхолдингу обеспечить доступ сторонних компаний к половине своей газопроводной инфраструктуры в ЕС. Однако у этого положения есть ряд противоречий, отмечают эксперты

Третий энергопакет хоть и преследует цель уменьшить якобы доминирующую роль Газпрома в поставках сырья Европе, может вообще оставить страны ЕС замерзать без российского газа. Дело в том, что доступ мифических компаний к мощностям Газпрома снизит рентабельность бизнеса концерна и вообще поставит вопрос о целесообразности прокачки. Рассказывает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин:

«Если Газпром будет давать доступ к своей газотранспортной системе, то тем самым будет уменьшаться рентабельность продаж и тем самым окупаемость проекта будет под большим вопросом. Да, когда Газпром выйдет на окупаемость инвестиций, тогда можно говорить о выполнении Третьего энергопакета. Но сейчас я, если не об отмене, то хотя бы о некой отсрочке, точно бы вел переговоры с Евросоюзом».

Кроме отсрочки есть ещё один способ, который позволит сохранить рентабельность поставок Газпрома, а значит, и обеспечение топливом замерзающие европейские государства. Это придание газопроводам, которые проходят по той или иной стране, статуса национального проекта. Тогда Еврокомиссия может вывести ответвления из-под норм Третьего энергопакета. То есть освободить от требования открывать половину мощностей для третьих поставщиков.

Можно, конечно, понадеяться на некий апгрейд документа. Например, рассматривать «Южный поток» или «Северный» как единый трансграничный инфраструктурный проект. В таком случае энергетический закон также не действует. Пока же еврорегуляторы пытаются применить свои нормы по каждому из участков Газпрома отдельно. Возможно, это происходит потому, что при разработке документа не ориентировались на гигантские газовые артерии, подобные российским газопроводам. Такое предположение высказал директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин:

«Надо заметить, что последние несколько десятков лет в Евросоюзе не вводилось ничего такого крупного, например, как наш „Северный поток“, и тем более „Южный поток“. Поэтому действия этого Третьего энергопакета не учитывают подобные инвестиционные программы и проекты».

В ряде стран Газпром уже получил поддержку. Болгария и Венгрия придали проекту «Южный поток» статус национального. Аналогичное решение готовится Сербией. Канцлер ФРГ Ангела Меркель пообещала президенту России Владимиру Путину, что будет выступать за 100%-ное использование мощностей «Южного потока» Газпромом, если не найдутся альтернативные поставщики. А они не найдутся. По крайней мере в российском Фонде национальной энергетической безопасности их не видят. Руководитель аналитического управления этой организации Александр Пасечник считает, что Газпром обязывают допускать до своих мощностей несуществующих игроков:

«Есть основания полагать, что Газпром всё-таки добьется своего, потому что главное обременение — это резервирование до 50% мощностей под сторонних производителей газа. То есть, по сути, резервируют под несуществующих поставщиков».

Надо признать, Газпрому просто тесно в рамках Третьего энергопакета. В конце недели на саммите в Брюсселе Россия передаст Евросоюзу проект модифицированного соглашения о трансграничных газопроводах. Оно подразумевает исключение Газпрома из-под действия европейских энергетических законов.

Автор: Александр Кашапов

Источник: Голос России, 17.12.2012


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики