Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Украинское гала-представление

Украинское гала-представление

Грядущий год оставляет Киеву последний шанс для диалога с Москвой 

Одна из широко обсуждаемых сейчас новостей – это несостоявшийся визит президента Украины Виктора Януковича в Россию. Кто-то говорит, что президент Украины отказался от поездки после звонка в Брюссель, кто-то  - что он прилетел, но Владимир Путин отказался его принимать…

Я думаю, что ничего сенсационного не произошло и визит этот был отменен по очень простой причине – Украине не с чем приезжать сегодня в Россию, у нее нет новых предложений. И даже не новых предложений, а реакций на старые. Мы неоднократно слышали, что в дискуссии на тему газотранспортной системы украинцы говорили: «Ну, сколько можно? Давайте уже о чем-то другом поговорим!». Но как можно говорить о новом, если мы еще не договорились о старом? И поскольку каких-то предложений на российские инициативы, которые хорошо известны, у Украины нет, то зачем, действительно, Януковичу приезжать в Москву? Если он упрямствует в плане решения вопроса о судьбе ГТС, то в его визите нет никакой необходимости.

Точно так же для меня загадка, зачем министр энергетики Украины Юрий Бойко каждую неделю прилетает в Москву. О чем он здесь разговаривает, если нет абсолютно никакого результата? А главное – нет никакого желания у украинской стороны эту ситуацию менять. Может, есть смысл на что-то другое потратить деньги украинских налогоплательщиков, тем более что расходятся они не только на бессмысленные визиты украинских лидера и чиновников, но и на другие занятные вещи.

Складывается ощущение, что упрямство становится главной чертой современного украинского национального характера. В сентябре этого года на экономическом форуме в Крынице, в Польше, мне довелось вести экспертную сессию, как раз посвященную украинскому транзиту. Следом за ней была секция о планах Украины по диверсификации поставок. Мое выступление и выступление приглашенных мною спикеров внимательно слушал куратор национального проекта Украины «СПГ-терминал» Виталий Демьянюк. Он выступал на тему диверсификации поставок и с усмешкой говорил: «Ну, вот российские эксперты не верят в наши планы, а на самом деле эти планы вполне реальны, просто российские эксперты ничего о них не знают, мало осведомлены. Но мы сейчас вам все объясним, докажем. Терминалу быть!». И эти усмешки не то чтобы меня удивили – это дело, в общем-то, предсказуемое. Меня удивило то, что произошло недавно на Украине и чему в российских СМИ, мне кажется, мало внимания уделили.

А произошла совершенно фантастическая история, когда в присутствии премьер-министра Украины и министра энергетики был подписан договор об участии испанской компании Gas Natural Fenosa в строительстве СПГ-терминала на Украине. Весь проект вел глава госинвестпроекта Украины Владислав Каськив, человек, мягко говоря, с неоднозначной репутацией. Оказалось, что соглашение это было подписано с аферистом, который в Gas Natural Fenosa вообще не работает, компания вообще впервые слышит, что с ней подписан какой-то договор. И это уже история совершенно фантастическая. Можно, конечно, долго ругать российские власти, но я с трудом представляю, чтобы в присутствии премьер-министра Газпром подписал договор с какой-то компанией, от имени которой выступал бы аферист. Гражданин этот довольно любопытный – он бывший инструктор по горным лыжам, женился на украинской гражданке, приехал на Украину и вот занимается такими нехитрыми махинациями. Странно, что его не использовали для более любопытной вещи: почему было не подписать новый договор с Газпромом о снижении стоимости газа, выдав его за представителя этой компании? Фантазии здесь, конечно, определенные есть.

Вместо того чтобы сделать какие-то кадровые выводы, признать чудовищные ляпы и провалы, украинская сторона попыталась вывернуться, в прессе появились вбросы, что это была акция российских спецслужб по дискредитации украинской власти.

Кончилось это тем, что была нанята американская компания APCO Worldwide Inc. для улучшения имиджа проекта СПГ-терминала. Может быть, сэкономленные на визите Виктора Януковича деньги пошли туда. Там ведь немного нужно – 330 тысяч долларов. По сравнению с 10 млн долларов, которые были заплачены за гениальный доклад Cambridge Energy Research Associates (CERA), которая написала, что Украина может резко увеличить добычу, если будет вкладывать ежегодно гигантские суммы. Что ж, вывод весьма интригующий. Ну, так по сравнению с 10 млн долларов, затраченными на эту историю, 330 тысяч долларов, конечно, выглядят существенной экономией. Тем более на керосине до Москвы и обратно сэкономили. А если еще г-н Бойко перестанет каждую неделю в Москву летать, то можно будет еще нанять консультантов и пиарщиков, которые подгонят еще с десяток аферистов, которые с удовольствием подпишут еще какие-нибудь фантастические договоры.

В этом плане мы возвращаемся к старой теме. Может, хватит заниматься таким креативом? Пора вернуться пусть и к надоевшим, но прагматичным вещам  - может, все-таки «заскочить в последний вагон» и сохранить украинскую ГТС для транзита? Можно много упорствовать, нагонять туману, уверять, что уже найдена альтернатива российскому газу. В этом плане меня также очень позабавила реакция украинских экспертов на мои выступления. Как известно, Украина подписала контракт о поставках газа из Европы и всячески подает это как избавление от России. И один из украинских экспертов заявил, что в голове у Симонова весь продаваемый в Европе газ – только российский. На самом деле, я говорил совершенно о другом: вопрос даже не в том, чей это газ. Я говорил о цене этого газа для Украины. Дело в том, что если сейчас газ для Украины стоит 435 долларов, то на европейском споте он стоит 400 долларов. И по нашим оценкам, стоимость транзита газа до Украины еще составляет 60-70 долларов. Так что, может, газ из Европы придет и не российский, но явно более дорогой. Вот же, что самое принципиальное и главное в этой истории.

Так что Украина, конечно, поднаторела в шумных акциях. Правда, не все из них имеют славный итог, но я думаю, что все-таки в новом году нам стоит пожелать друг другу здравомыслия. И этот год, безусловно, последняя возможность договориться, поскольку, когда «Южный поток» перейдет в стадию практической реализации, окно возможности будет стремительно закрываться.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики