Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Разделение сбыта и электросетей приводит к росту неплатежей

Разделение сбыта и электросетей приводит к росту неплатежей

Генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов считает, что разделение электросетей и сбыта не имеет смысла. Вместо увеличения конкуренции и повышения притока инвестиций в отрасль, такая мера приводит к ухудшению управляемости и росту неплатежей.

В качестве примера он привел ситуацию с положением электроэнергетики на Северном Кавказе. До 2011 г. там применялась особая модель: сбыт и сети имели единое управление. Однако в декабре прошлого года премьер-министр Владимир Путин, а месяцем ранее — вице-премьер Игорь Сечин раскритиковали менеджмент ряда государственных энергокомпаний за серьезные финансовые нарушения в отрасли. В числе проблем был назван и Северный Кавказ. Реакцией на критику стали кадровые перестановки в ряде компаний, а «забытый» регион вернули в общую логику реформирования электроэнергетики, и в 2012 г. сети от сбытов были отделены.

Во время недавнего правительственного совещания по проблемам электроэнергетики, посвященного Северному Кавказу, премьер Дмитрий Медведев заявил, что ситуация в регионе критическая.

«Выступивший на совещании министр энергетики Александр Новак конкретизировал цифры: суммарная задолженность энергосбытовых компаний республик Северного Кавказа перед оптовым рынком на начало ноября достигла 23,6 млрд руб., примерно по 40% этой суммы обеспечили Дагестан и Чечня. Весьма удивительные выкладки, ведь на конец 2011 г. долг северокавказских сбытов составлял лишь 14 млрд руб. То есть за год исправления ошибок долги сбытов перед генерацией едва ли не удвоились», — пояснил К.Симонов.

Только за первое полугодие 2012 г. «МРСК Северного Кавказа» по МСФО получило убыток в размере 422,3 млн руб. против прибыли в 438,1 млн руб., полученной компанией годом ранее. За 6 месяцев выручка МРСК СК сократилась на 13,3% — до 5,96 млрд руб. Более чем до 6 млрд руб. возросла чистая задолженность территориальных сетевых и сбытовых организаций перед МРСК СК, что уже сегодня привело к затруднениям в финансировании не только инвестиционной программы, но и заработной платы.

Последний год в компании наблюдается кадровая чехарда. С декабря 2011 г. обязанности гендиректора МРСК СК исполнял Алексей Демидов, которого в июне 2012 г. сменил Олег Новиков. Однако вскоре был уволен и он.

Генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности отметил, что к 2011 г. потери при транспортировке электроэнергии в сетях Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии и Ингушетии вернулись в пределы нормативов, в этих регионах решена была проблема неплатежей.

«Даже в непростых Дагестане и Чечне были также достигнута позитивная динамика. Так, в Дагестане потери в сетях упали с 50% до почти 30%. И только в 2012 г. картина вновь стала меняться в худшую сторону», — подчеркнул К.Симонов. «Деление и дробление вовсе не являлись самоцелью реструктуризации РАО „ЕЭС России“. Думается, что госругеляторы, что называется, вошли во вкус. И чувство меры им отказало», — резюмировал эксперт.

При это он отметил, что правительство признало ошибки и запустило процесс разумной интеграции: было принято решение об объединении сетевых компаний, государство вернуло контроль за «последней милей», ведущей к конечным потребителям. Однако, считает К.Симонов, необходимо ввести четкие критерии эффективности руководителей сбытовых и сетевых компаний. Эти критерии — это уровень собираемости оплаты и уровень потерь в сетях. И именно в последнем показателе, по его замечанию, всегда «прячется воровство».

Значительная часть долгов на Северном Кавказе приходится на предприятия ЖКХ и территориальные сетевые организации, которые отключать запрещено. К.Симонов считает, что «разрешение не оплачивать счета за электричество — сомнительный ход с точки зрения нормализации ситуации в том же коммунальном хозяйстве».

Источник: РБК, 25.12.2012


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики