Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Разделение сбыта и электросетей приводит к росту неплатежей

Разделение сбыта и электросетей приводит к росту неплатежей

Генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов считает, что разделение электросетей и сбыта не имеет смысла. Вместо увеличения конкуренции и повышения притока инвестиций в отрасль, такая мера приводит к ухудшению управляемости и росту неплатежей.

В качестве примера он привел ситуацию с положением электроэнергетики на Северном Кавказе. До 2011 г. там применялась особая модель: сбыт и сети имели единое управление. Однако в декабре прошлого года премьер-министр Владимир Путин, а месяцем ранее — вице-премьер Игорь Сечин раскритиковали менеджмент ряда государственных энергокомпаний за серьезные финансовые нарушения в отрасли. В числе проблем был назван и Северный Кавказ. Реакцией на критику стали кадровые перестановки в ряде компаний, а «забытый» регион вернули в общую логику реформирования электроэнергетики, и в 2012 г. сети от сбытов были отделены.

Во время недавнего правительственного совещания по проблемам электроэнергетики, посвященного Северному Кавказу, премьер Дмитрий Медведев заявил, что ситуация в регионе критическая.

«Выступивший на совещании министр энергетики Александр Новак конкретизировал цифры: суммарная задолженность энергосбытовых компаний республик Северного Кавказа перед оптовым рынком на начало ноября достигла 23,6 млрд руб., примерно по 40% этой суммы обеспечили Дагестан и Чечня. Весьма удивительные выкладки, ведь на конец 2011 г. долг северокавказских сбытов составлял лишь 14 млрд руб. То есть за год исправления ошибок долги сбытов перед генерацией едва ли не удвоились», — пояснил К.Симонов.

Только за первое полугодие 2012 г. «МРСК Северного Кавказа» по МСФО получило убыток в размере 422,3 млн руб. против прибыли в 438,1 млн руб., полученной компанией годом ранее. За 6 месяцев выручка МРСК СК сократилась на 13,3% — до 5,96 млрд руб. Более чем до 6 млрд руб. возросла чистая задолженность территориальных сетевых и сбытовых организаций перед МРСК СК, что уже сегодня привело к затруднениям в финансировании не только инвестиционной программы, но и заработной платы.

Последний год в компании наблюдается кадровая чехарда. С декабря 2011 г. обязанности гендиректора МРСК СК исполнял Алексей Демидов, которого в июне 2012 г. сменил Олег Новиков. Однако вскоре был уволен и он.

Генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности отметил, что к 2011 г. потери при транспортировке электроэнергии в сетях Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии и Ингушетии вернулись в пределы нормативов, в этих регионах решена была проблема неплатежей.

«Даже в непростых Дагестане и Чечне были также достигнута позитивная динамика. Так, в Дагестане потери в сетях упали с 50% до почти 30%. И только в 2012 г. картина вновь стала меняться в худшую сторону», — подчеркнул К.Симонов. «Деление и дробление вовсе не являлись самоцелью реструктуризации РАО „ЕЭС России“. Думается, что госругеляторы, что называется, вошли во вкус. И чувство меры им отказало», — резюмировал эксперт.

При это он отметил, что правительство признало ошибки и запустило процесс разумной интеграции: было принято решение об объединении сетевых компаний, государство вернуло контроль за «последней милей», ведущей к конечным потребителям. Однако, считает К.Симонов, необходимо ввести четкие критерии эффективности руководителей сбытовых и сетевых компаний. Эти критерии — это уровень собираемости оплаты и уровень потерь в сетях. И именно в последнем показателе, по его замечанию, всегда «прячется воровство».

Значительная часть долгов на Северном Кавказе приходится на предприятия ЖКХ и территориальные сетевые организации, которые отключать запрещено. К.Симонов считает, что «разрешение не оплачивать счета за электричество — сомнительный ход с точки зрения нормализации ситуации в том же коммунальном хозяйстве».

Источник: РБК, 25.12.2012


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики