Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Разделение сбыта и электросетей приводит к росту неплатежей

Разделение сбыта и электросетей приводит к росту неплатежей

Генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов считает, что разделение электросетей и сбыта не имеет смысла. Вместо увеличения конкуренции и повышения притока инвестиций в отрасль, такая мера приводит к ухудшению управляемости и росту неплатежей.

В качестве примера он привел ситуацию с положением электроэнергетики на Северном Кавказе. До 2011 г. там применялась особая модель: сбыт и сети имели единое управление. Однако в декабре прошлого года премьер-министр Владимир Путин, а месяцем ранее — вице-премьер Игорь Сечин раскритиковали менеджмент ряда государственных энергокомпаний за серьезные финансовые нарушения в отрасли. В числе проблем был назван и Северный Кавказ. Реакцией на критику стали кадровые перестановки в ряде компаний, а «забытый» регион вернули в общую логику реформирования электроэнергетики, и в 2012 г. сети от сбытов были отделены.

Во время недавнего правительственного совещания по проблемам электроэнергетики, посвященного Северному Кавказу, премьер Дмитрий Медведев заявил, что ситуация в регионе критическая.

«Выступивший на совещании министр энергетики Александр Новак конкретизировал цифры: суммарная задолженность энергосбытовых компаний республик Северного Кавказа перед оптовым рынком на начало ноября достигла 23,6 млрд руб., примерно по 40% этой суммы обеспечили Дагестан и Чечня. Весьма удивительные выкладки, ведь на конец 2011 г. долг северокавказских сбытов составлял лишь 14 млрд руб. То есть за год исправления ошибок долги сбытов перед генерацией едва ли не удвоились», — пояснил К.Симонов.

Только за первое полугодие 2012 г. «МРСК Северного Кавказа» по МСФО получило убыток в размере 422,3 млн руб. против прибыли в 438,1 млн руб., полученной компанией годом ранее. За 6 месяцев выручка МРСК СК сократилась на 13,3% — до 5,96 млрд руб. Более чем до 6 млрд руб. возросла чистая задолженность территориальных сетевых и сбытовых организаций перед МРСК СК, что уже сегодня привело к затруднениям в финансировании не только инвестиционной программы, но и заработной платы.

Последний год в компании наблюдается кадровая чехарда. С декабря 2011 г. обязанности гендиректора МРСК СК исполнял Алексей Демидов, которого в июне 2012 г. сменил Олег Новиков. Однако вскоре был уволен и он.

Генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности отметил, что к 2011 г. потери при транспортировке электроэнергии в сетях Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии и Ингушетии вернулись в пределы нормативов, в этих регионах решена была проблема неплатежей.

«Даже в непростых Дагестане и Чечне были также достигнута позитивная динамика. Так, в Дагестане потери в сетях упали с 50% до почти 30%. И только в 2012 г. картина вновь стала меняться в худшую сторону», — подчеркнул К.Симонов. «Деление и дробление вовсе не являлись самоцелью реструктуризации РАО „ЕЭС России“. Думается, что госругеляторы, что называется, вошли во вкус. И чувство меры им отказало», — резюмировал эксперт.

При это он отметил, что правительство признало ошибки и запустило процесс разумной интеграции: было принято решение об объединении сетевых компаний, государство вернуло контроль за «последней милей», ведущей к конечным потребителям. Однако, считает К.Симонов, необходимо ввести четкие критерии эффективности руководителей сбытовых и сетевых компаний. Эти критерии — это уровень собираемости оплаты и уровень потерь в сетях. И именно в последнем показателе, по его замечанию, всегда «прячется воровство».

Значительная часть долгов на Северном Кавказе приходится на предприятия ЖКХ и территориальные сетевые организации, которые отключать запрещено. К.Симонов считает, что «разрешение не оплачивать счета за электричество — сомнительный ход с точки зрения нормализации ситуации в том же коммунальном хозяйстве».

Источник: РБК, 25.12.2012


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики