Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» считает, что государство должно сократить добычу газа

«Газпром» считает, что государство должно сократить добычу газа

Газовый рынок России требует хирургического вмешательства государства, уверены в «Газпроме». Следует политическим решением сократить добычу, чтобы не допустить снижения цен — этот процесс в монополии считают экономически необоснованным. Монополия утверждает, что переизбыток газа на востоке страны приведет к снижению биржевых котировок и у властей появится «искушение принять такие цены за рыночные».

«Газпром» заявил о необходимости сокращения добычи газа в России. В статье «Найти баланс» корпоративного журнала компании говорится, что государство должно принять политическое решение по оптимизации объемов добычи и поставок газа на внутренний рынок. Прогнозные объемы превышают фактическое потребление, указывают представители монополии, добавляя, что это происходит «из года в год на всех уровнях — от конкретного предприятия до профильных ведомств».

В 2007–2010 годах превышение в совокупности составило 45 млрд кубометров газа, в 2011 году — 26,4 млрд кубометров, в 2012 году — более 30 млрд кубометров.

«Мощности по добыче создаются под давлением избыточных корпоративных запросов, но рынок не принимает их директивы, — говорится в статье. — Если государственная политика направлена на поэтапное умеренное повышение цен на природный газ, то запланированные цифры по добыче целесообразно оптимизировать с учетом реальностей рынка».

По словам главы Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, профицит газа на российском внутреннем рынке существует. «Активно наращивает добычу „Новатэк“, в ближайшие годы серьезным участником газового рынка станет „Роснефть“, уже объединившая газовые проекты с „Итерой“ госкомпания в ближайшее время получит газовый актив ТНК-ВР „Роспан“, — поясняет эксперт. В связи с этим беспокойство „Газпрома“ об уровне цен понятно, так как монополия рассчитывает на равнодоходность внутренних и внешних поставок, которая должна быть достигнута к 2015 году».

В «Газпроме» приводят другой аргумент: переизбыток газа мешает запустить биржевые и электронные торги, которые бы отражали рыночные цены без учета завышенных объемов и государственных субсидий.

«Это связано с рядом хронических заболеваний, которыми страдает российский рынок газа и которые требуют „хирургического“ вмешательства со стороны государства», — говорится в статье. Президент России Владимир Путин в июле поручил представить предложения по формированию цен на природный газ с использованием биржевых технологий и электронной торговой площадки (ЭТП), но в статье отмечается, что выполнить планы по продаже на бирже 35 млрд кубометров в год (такие объемы должны продавать совокупно «Газпром» и независимые производители, это составляет 10% об общероссийского потребления) проблематично.

В 2006–2008 годах в качестве эксперимента работала электронная торговая площадка «Газпром межрегионгаза», деятельность которой выявила ряд сложностей. Одна из них — перекрестное субсидирование регионов. Удаленные от основных центров газодобычи области получают газ ниже себестоимости. Работа в убыток на этих территориях традиционно компенсируется прибылью в газодобывающих и соседних с ними регионов, где себестоимость поставки меньше.

Переизбыток газа приведет к тому, что цена на бирже будет значительно ниже утвержденных государством тарифов. А предприятия регионов, расположенных вблизи от мест добычи, переориентируются на биржу в ущерб контрактам по госценам, таким образом монополия лишится возможности компенсировать убытки.

Котировки не будут отражать совокупных издержек по добыче и транспортировке, жалуется «Газпром».

Монополия опасается, что у властей может возникнуть «искушение принять такие цены за рыночные и использовать их за основу при индексации регулируемых оптовых цен на следующий год».

В такой ситуации потребуется решение вопроса либо о компенсации этих убытков за счет бюджета или за счет повышения цен для населения и бюджетных организаций, либо о существенных налоговых и дивидендных послаблениях для «Газпрома», предупреждает концерн.

Симонов сомневается, что цены на бирже будут ниже регулируемых. «Конкуренция и, следовательно, низкие цены, возможны только в случае присутствия на торгах большого числа игроков, — поясняет глава ФНЭБ. — А в России фактически существует олигополия „Газпрома“ и „Новатэка“. Да, эти компании конкурируют между собой, но не по ценам, стараясь привлечь потребителя, а за счет административного передела рынка».

«Газпром» опасается не столько убытков от низких цен на бирже, сколько растущего влияния «Новатэка», который в последнее время пользуется все большей поддержкой властей — например, в начале декабря стало известно, что «Новатэк» заключил контракт на поставку 27 млрд кубометров газа компании «Мосэнерго», подконтрольной «Газпрому», считает он.

Автор: Алексей Топалов

Источник: Газета. RU, 25.12.2012


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики