Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефтяников заставят разделиться на опт и розницу

Нефтяников заставят разделиться на опт и розницу

ФАС считает, что новые меры должны спасти более 14 тыс. независимых владельцев АЗС, большая часть из которых на грани разорения

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предлагает разделить все торговые подразделения вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) на розничную и оптовую. Об этом в интервью «Известиям» рассказал заместитель главы службы Анатолий Голомолзин. По его словам, в настоящее время 14 тыс. независимых владельцев АЗС столкнулись с серьезными проблемами функционирования розничного рынка моторного топлива, которые грозят им полным разорением, поэтому соответствующий законопроект планируется представить правительству уже к сентябрю этого года.

Голомолзин отметил, что механизм биржевой торговли (речь о Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже) до сих пор полноценно не заработал. Дело в том, что ВИНКи всячески стремятся избежать продажи бензина независимым розничным продавцам, ссылаясь, что их мощностей хватает только на собственные АЗС. За несколько лет ФАС организовала уже три волны дел по нарушениям антимонопольного законодательства — так как топливо в оптовом звене продавалось для своих АЗС дешевле, чем для независимых. В общей сложности нефтяников оштрафовали за три волны более чем за 20 млрд рублей.

— Мы предлагаем, чтобы в рамках холдингов отдельные юрлица занимались продажей топлива на розничных рынках и отдельные компании занимались оптовой продажей, — сообщил Голомолзин. — Это будет приводить к росту конкуренции между региональными независимыми фирмами и сетями АЗС, входящими в вертикально интегрированные структуры.

Изменения, как ожидается, будут внесены в закон «Об особенностях оборота нефти и нефтепродуктов в РФ». Пару лет назад эту идею высказывал Российский топливный союз, представляющий интересы розничных трейдеров и владельцев автозаправочных станций, однако организация предлагала более радикальную версию этого же, по сути, закона.

— Мы выступали за то, чтобы от ВИНКов были отделены оптовые и розничные компании (так, чтобы ВИНКам не принадлежали эти торговые фирмы) и пущены в конкурентный рынок с независимыми игроками. Но в итоге, судя по всему, разделения такого не будет, а будет просто изменение структуры нефтяных компаний, — говорит исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко.

В настоящее время в стране работает 21,2 тыс. АЗС, из них около 7 тыс. принадлежат вертикально интегрированным нефтяным компаниям, остальные 14 тыс. — независимым трейдерам. Все АЗС эксплуатируются более чем 9 тыс. юрлиц и индивидуальных предпринимателей. Независимыми АЗС реализуется более половины из потребляемых в стране почти 70 млн т моторного топлива.

Григорий Сергиенко подтвердил возможность в ближайшее время разорения огромной части малого и среднего бизнеса в системе нефтепродуктообеспечения вследствие падения рентабельности бизнеса из-за монополизации розничного сектора. По его словам, ряд компаний отказывается продавать на сторону независимым компаниям топливо.

— «Лукойл» на биржу и носа не кажет. «Роснефть» продает, но с большими оговорками. Наиболее исполнительна ТНК-BP, которая продает через биржу, «Газпром нефть» продает с московского, омского заводов по внебиржевым контрактам и через биржу, — говорит собеседник.

Сами нефтяные компании считают вводимую меру в том виде, который в итоге планируется отдавать в правительство, бесполезной.

— У нас оптовыми продажами занимаются нефтеперерабатывающие заводы, их четыре в России, каждый отдельное юрлицо, есть целый ряд организаций, занимающихся розничной и мелкооптовой торговлей, которые также являются самостоятельными хозяйствующими субъектами, но все они — и заводы, и сбытовые компании — являются стопроцентными дочерними организациями ОАО «Лукойл». Выводить заправочные сети из состава «Лукойла», то есть продавать, мы не собираемся; у нас и так все разделено с точки зрения организационной структуры, — сказал «Известиям» представитель «Лукойла».

Гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов отмечает, что особенно остро проблема конкуренции стоит на Дальнем Востоке.

— Там две компании держат самые высокие цены на топливо. Лучше ситуация в мегаполисах, где больше конкуренции, — говорит Константин Симонов. — Закон ФАС ничего не изменит, розницу от опта отделить невозможно. Понять реальную отпускную цену топлива с НПЗ невозможно, эта информация не раскрывается, а если раскрывается — вариантов подтасовок множество.

По мнению эксперта, единственный способ выхода из этой ситуации — административно дробить сами ВИНКи и выделять перерабатывающие заводы в отдельный бизнес, но, по его мнению, ФАС на такую революцию не решится никогда.

Автор: Маргарита Казанцева

Источник: Известия, 16.01.2013


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики