Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефтяников заставят разделиться на опт и розницу

Нефтяников заставят разделиться на опт и розницу

ФАС считает, что новые меры должны спасти более 14 тыс. независимых владельцев АЗС, большая часть из которых на грани разорения

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предлагает разделить все торговые подразделения вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) на розничную и оптовую. Об этом в интервью «Известиям» рассказал заместитель главы службы Анатолий Голомолзин. По его словам, в настоящее время 14 тыс. независимых владельцев АЗС столкнулись с серьезными проблемами функционирования розничного рынка моторного топлива, которые грозят им полным разорением, поэтому соответствующий законопроект планируется представить правительству уже к сентябрю этого года.

Голомолзин отметил, что механизм биржевой торговли (речь о Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже) до сих пор полноценно не заработал. Дело в том, что ВИНКи всячески стремятся избежать продажи бензина независимым розничным продавцам, ссылаясь, что их мощностей хватает только на собственные АЗС. За несколько лет ФАС организовала уже три волны дел по нарушениям антимонопольного законодательства — так как топливо в оптовом звене продавалось для своих АЗС дешевле, чем для независимых. В общей сложности нефтяников оштрафовали за три волны более чем за 20 млрд рублей.

— Мы предлагаем, чтобы в рамках холдингов отдельные юрлица занимались продажей топлива на розничных рынках и отдельные компании занимались оптовой продажей, — сообщил Голомолзин. — Это будет приводить к росту конкуренции между региональными независимыми фирмами и сетями АЗС, входящими в вертикально интегрированные структуры.

Изменения, как ожидается, будут внесены в закон «Об особенностях оборота нефти и нефтепродуктов в РФ». Пару лет назад эту идею высказывал Российский топливный союз, представляющий интересы розничных трейдеров и владельцев автозаправочных станций, однако организация предлагала более радикальную версию этого же, по сути, закона.

— Мы выступали за то, чтобы от ВИНКов были отделены оптовые и розничные компании (так, чтобы ВИНКам не принадлежали эти торговые фирмы) и пущены в конкурентный рынок с независимыми игроками. Но в итоге, судя по всему, разделения такого не будет, а будет просто изменение структуры нефтяных компаний, — говорит исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко.

В настоящее время в стране работает 21,2 тыс. АЗС, из них около 7 тыс. принадлежат вертикально интегрированным нефтяным компаниям, остальные 14 тыс. — независимым трейдерам. Все АЗС эксплуатируются более чем 9 тыс. юрлиц и индивидуальных предпринимателей. Независимыми АЗС реализуется более половины из потребляемых в стране почти 70 млн т моторного топлива.

Григорий Сергиенко подтвердил возможность в ближайшее время разорения огромной части малого и среднего бизнеса в системе нефтепродуктообеспечения вследствие падения рентабельности бизнеса из-за монополизации розничного сектора. По его словам, ряд компаний отказывается продавать на сторону независимым компаниям топливо.

— «Лукойл» на биржу и носа не кажет. «Роснефть» продает, но с большими оговорками. Наиболее исполнительна ТНК-BP, которая продает через биржу, «Газпром нефть» продает с московского, омского заводов по внебиржевым контрактам и через биржу, — говорит собеседник.

Сами нефтяные компании считают вводимую меру в том виде, который в итоге планируется отдавать в правительство, бесполезной.

— У нас оптовыми продажами занимаются нефтеперерабатывающие заводы, их четыре в России, каждый отдельное юрлицо, есть целый ряд организаций, занимающихся розничной и мелкооптовой торговлей, которые также являются самостоятельными хозяйствующими субъектами, но все они — и заводы, и сбытовые компании — являются стопроцентными дочерними организациями ОАО «Лукойл». Выводить заправочные сети из состава «Лукойла», то есть продавать, мы не собираемся; у нас и так все разделено с точки зрения организационной структуры, — сказал «Известиям» представитель «Лукойла».

Гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов отмечает, что особенно остро проблема конкуренции стоит на Дальнем Востоке.

— Там две компании держат самые высокие цены на топливо. Лучше ситуация в мегаполисах, где больше конкуренции, — говорит Константин Симонов. — Закон ФАС ничего не изменит, розницу от опта отделить невозможно. Понять реальную отпускную цену топлива с НПЗ невозможно, эта информация не раскрывается, а если раскрывается — вариантов подтасовок множество.

По мнению эксперта, единственный способ выхода из этой ситуации — административно дробить сами ВИНКи и выделять перерабатывающие заводы в отдельный бизнес, но, по его мнению, ФАС на такую революцию не решится никогда.

Автор: Маргарита Казанцева

Источник: Известия, 16.01.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики