Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Над проблемой допуска к шельфу правительство еще поработает

Над проблемой допуска к шельфу правительство еще поработает

Частников к разработке морских нефтегазовых месторождений пока не подпустят

Проблема допуска частных компаний к разработке углеводородов в Арктике, судя по всему, получит разрешение не скоро. Премьер Дмитрий Медведев на вчерашнем выездном заседании правительства в Новом Уренгое ограничился заявлением о том, что «решения по освоению континентального шельфа России должны носить долгосрочный характер». Но конкретных решений так и не прозвучало. Стало быть, госкомпаниям, зарезервировавшим, по словам главы Минприроды Сергея Донского, около 80% шельфа, пока беспокоиться не о чем, а вот частникам придется подождать.

Правительственное совещание по проблемам освоения шельфа должно было пройти еще в середине декабря. Но из-за многочисленных разногласий оно было перенесено на середину января. Впрочем, ответа на принципиальный вопрос, стоит ли допускать частников, вчера так и не прозвучало. Как заявил вице-премьер Аркадий Дворкович, отвечающий в кабинете за вопросы ТЭКа, правительство пока готово лишь «дорабатывать вопрос о допуске частных компаний к разработке шельфа». «Вопрос о том, кто будет заниматься геологоразведочными работами на шельфе — частные компании или государственные, — мы окончательно доработаем и решим, — пояснил он. — Но принципиально таких компаний может быть и больше, вопрос в оплате их работы».

Доработки требует и вопрос возврата госкомпаниями не интересных им участков шельфа. «Что касается возврата отдельных участков, такой механизм есть и сейчас — компании самостоятельно принимают решения. Министерство предлагает другой механизм, обязывающий госкомпании возвращать в течение какого-либо срока, зафиксированного либо в лицензии, либо законодательно. Здесь есть над чем поработать. Здесь есть разночтения и разногласия. Но сам механизм должен существовать», — сказал Дворкович. Вице-премьер РФ отметил, что, если возврат произведен, есть развилка — держать в нераспределенном фонде или выставлять, например, на аукцион, либо иные способы торгов. «И по итогам аукционов — формирование консорциумов частных и государственных компаний», — добавил он. При этом Дворкович добавил, что частные компании должны быть именно российскими национальными.

Впрочем, сам принципиальный спор об условиях допуска компаний к шельфу вчера так и не разрешился. По крайней мере руководство «Газпрома» вчера однозначно высказалось против доступа частных компаний к газовым проектам на шельфе. «Газпром» против доступа частных компаний к газовым проектам на шельфе, заявил вчера журналистам глава концерна Алексей Миллер. Он пояснил, что «Газпром» возражает против системы, когда госкомпания обязана отказаться от не интересных ей площадей для последующего проведения аукциона или конкурса. «Что касается расширения субъектного состава для газовых месторождений, то „Газпром“ возражает», — сказал он. Миллер также заявил, что «Газпром» не собирается сдавать малоинтересные площади на шельфе.

Дискуссия о допуске частных компаний к шельфу идет очень напряженная. Глава Минприроды, в частности, указывает, что госкомпании получают слишком уж большой кусок арктического пирога, платить за который они не обязаны по статусу. «В случае удовлетворения всех заявок госкомпаний залицензированными на российском шельфе окажутся до 80% площадей на нефть и газ, — отметил министр природных ресурсов Сергей Донской. — Это будет означать, что минимум 10 лет все эти площади, половина из которых размером со среднюю европейскую страну, будут зарезервированы за госкомпаниями».

Согласно действующему законодательству, разрабатывать шельф могут госкомпании с пятилетним опытом работы на шельфе. Таким образом, доступ к таким месторождениям имеют только «Роснефть» и «Газпром».

Против этого правила выступили эксперты Минприроды — по их мнению, объемы предлагаемых госкомпаниями геологоразведочных работ занижены. Приглашение иностранных партнеров к реализации морских проектов приводит к появлению разных, иногда противоположных интересов, а выгоды государства не всегда очевидны. Минприроды предлагало расширить количество компаний, имеющих право заниматься не только геологоразведкой, но и добычей на шельфе.

Напомним, что вопросами ТЭКа в России занимаются сразу две комиссии: правительственная под руководством Аркадия Дворковича и созданная 15 июня 2012 года президентская — по стратегическому развитию ТЭКа и экологической безопасности. Возглавил ее президент самостоятельно, а ответственным секретарем стал президент «Роснефти» Игорь Сечин. Судя по всему, влияние на принятие решений у второй структуры гораздо больше.

В апреле прошлого года президент Путин заявил, что к разработке шельфа нужно допустить и частные компании — как российские, так и иностранные. После чего борьба за Арктический шельф между частными и государственными нефтегазовыми компаниями резко обострилась, о чем неоднократно писала и «НГ». В частности, глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов, гендиректор «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов, исполнительный директор ТНК-ВР Герман Хан и президент «Башнефти» Александр Корсик направили обращение к президенту РФ о допуске их на шельф.

По мнению руководителя аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Александра Пасечника, нынешнее заседание не станет окончательным. «Стороны придут к неким промежуточным итогам, — отметил он. — Консолидированная позиция „Роснефти“ и „Газпрома“ по этому вопросу вполне логична. Позволить заходить на шельф всем без разбора — не совсем правильно…».

«Для властей позиция „Роснефти“ и „Газпрома“ в этой ситуации явно интереснее. Сегодня нет особой необходимости быстро осваивать данные регионы, а потому нет особой нужды и стимулировать приход туда частников», — считает руководитель отдела инвестиционного анализа компании «Универ» Дмитрий Александров.

Автор: Сергей Куликов

Источник: Независимая газета, 16.01.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики