Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Южный поток» потребует еще больше 500 млрд рублей инвестиций, объявил «Газпром»

«Южный поток» потребует еще больше 500 млрд рублей инвестиций, объявил «Газпром»

Общая стоимость «Южного потока» приближается к $40 млрд — почти половина пойдет на дополнительные ветки, соединяющие российские магистральные трубы с международным газопроводом. Стоимость километра новых газопроводов в среднем составит $7 млн — в 2—2,5 раза дороже европейских аналогов. Эксперты ждут жесткой критики проекта.

Трубопроводный проект «Южный поток» потребует еще больше 500 млрд рублей инвестиций, объявил «Газпром», уточнив, что средства пойдут на обеспечение поставок газа в трубу, то есть на строительство газопроводов, соединяющих газотранспортную систему с «Южным потоком».

Этот проект носит название «Южный коридор», срок его реализации — до 2017 года. Общая сумма инвестиций составит 509,586 млрд рублей. Объем инвестиций в «Южный поток» составляет 16 млрд евро, то есть общая стоимость проектов приблизилась к $40 млрд.

«Южный поток» призван снизить зависимость России от транзита через украинскую территорию. Строительство трубы началось в декабре прошлого года. Газопровод пройдет по дну Черного моря от компрессорной станции «Русская» под Анапой в болгарский порт Варну. Далее он должен быть разделен на две ветви, которые пройдут через Балканский полуостров в Италию и Австрию.

Изначально проект реализовался на паритетных началах «Газпромом» и итальянской Eni. Сейчас «Газпрому» принадлежит 50% проекта, Eni владеет 20%, и по 15% принадлежит французской EDF и германской Wintershall (структура BASF). Пропускная способность газопровода должна составить 63 млрд кубометров газа в год. Всего планируется прокладка четырех ниток мощностью около 15,75 млрд кубометров газа каждая.

«Затраты на строительство новых труб сюрпризом не стали, — комментирует глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. — Было известно, что будут построены две дополнительные ветки до «Русской» — от компрессорной станции Писаревка в Воронежской области (834 км) и от КС «Починки» в Нижегородской области (1,6 тыс. км)». Но «Газпром» не объявлял сумму инвестиций. «По расчетам наших экспертов, исходивших из километража новых газопроводов и средней стоимости строительства «Газпрома», объем инвестиций должен был составить 12—13 млрд евро, то есть практически те же $16—17 млрд, о которых говорит «Газпром», заметил он.

Стоимость одного километра новых газопроводов в среднем составит $7 млн.

Глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин напоминает, что недавно в Чехии был введен в строй газопровод Gazelle, имеющий тот же диаметр, что и будущие трубы «Южного коридора», — 1420 мм. «В Чехии затраты составили 2,3 млн евро (около $3,1 млн) на километр, — рассказывает эксперт. — Немецкая труба OPAL того же диаметра стоит 2,1 млн евро ($2,83 млн) за км».

«Газпром» в текущем году намерен сократить инвестпрограмму почти на треть. В декабре совет директоров компании утвердил запланированные инвестиции в размере 705,41 млрд рублей, что на 27,7% меньше, чем в 2012 году (974,65 млрд рублей). Капиталовложения составят 658,455 млрд рублей, из которых основная часть (655,158 млрд рублей) составят расходы на капитальное строительство. Причем «Южный поток» указывается как одно из основных направлений инвестиций.

Симонов признает, что затраты на «Южный поток» с учетом «Южного коридора» «весьма велики». «Эти деньги «Газпром» мог бы направить на другие проекты, и критика «Южного коридора» будет серьезной, — говорит глава ФНЭБ. — Основной аргумент в данном случае понятен — Россия могла бы продолжать использовать украинскую газотранспортную сеть».

Но перспективы развития отношений с Украиной в топливно-энергетической сфере, по словам эксперта, по-прежнему не очевидны. «И в этом свете затраты на «Южный поток» оправданы. Проект крайне дорогой, но это вынужденная мера», — объясняет Симонов. А аналитик, настоявший на анонимности, называет одним из последствий реализации проекта «перераспределение средств «Газпрома» в пользу трейдинговых структур, осуществляющих поставки труб большого диаметра».

Автор: Алексей Топалов

Источник: Газета.RU, 29.01.2013

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики