Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Иск к Нафтогазу - логичный ход для Газпрома, но получить $7 млрд будет непросто

Иск к Нафтогазу - логичный ход для Газпрома, но получить $7 млрд будет непросто

Александр Пасечник, руководитель аналитического управления ФНЭБ:

Это вполне логичный ход Газпрома. Правило take or pay никуда из контрактов не убиралось. Если бы Киев делал какие-то предварительные согласования и шел навстречу нашему концерну, то, возможно, и были бы смягчающие условия со стороны Газпрома. Поскольку наблюдается определенная конфронтация и ведутся активные обсуждения о строительстве СПГ-терминала под Одессой, а также идет конкретный саботаж в газовой плоскости со стороны Украины, логика в действиях Газпрома вполне понятна. Поэтому и принимаются такого рода превентивные меры — требования российской компании вполне обоснованы.

Получить эти 7 млрд будет не так просто — со временем подключится, разумеется, дипломатическая составляющая, будет обсуждение этой проблемы на уровне высших лиц государства. Давление, а с ним и конфликт, будут нарастать. Развязкой может стать передача Газпрому на условиях консорциума части газотранспортной системы Украины, но сначала будет создан двусторонний консорциум. Как уже известно, есть постановление Януковича и его заявление о разделе Нафтогаза на ряд акционерных обществ. Все это делается в рамках возможной кооперации с Россией, поэтому я не исключаю позитивного сценария развития событий. Нагнетающие ситуацию конфликты — это все производные данного процесса. В какую именно сторону будут развиваться события, мы увидим в ближайшее время.

Подчеркну, что обходные российские пути — и «Северный», и «Южные поток» — как варианты по диверсификации успешно продвигаются, поэтому Украине, экономика которой находится в непростых условиях, деваться некуда. Ей приходится выискивать сценарии, по которым возможно будет получить газ по более дешевой цене, чем среднерыночная в Европе. Только передача газотранспортной системы Украины позволит добиться Киеву благоприятных условий. Думаю, что как бы Украина ни упиралась, ей придется пойти навстречу Газпрому, потому что выплачивать 7 млрд долларов для украинского бюджета очень травматично, так как и без этого все зыбко и шатко — в экономической системе страны уже есть зарплатные долги.

Опубликовано: Центр энергетической экспертизы, 28.01.2013


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики