Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Атомная геополитика. Болгары проголосовали за строительство АЭС: что это значит для нас

Атомная геополитика. Болгары проголосовали за строительство АЭС: что это значит для нас

В воскресенье впервые в истории Болгарии прошёл референдум по поводу строительства новой АЭС. Вопрос для голосования был сформулирован следующим образом — должна ли развиваться ядерная энергетика в Республике Болгария посредством строительства новой атомной электростанции?

По предварительным итогам референдума 60,66% его участников высказались в поддержку проекта. Это около 833 тыс. человек.

Явка составила около 21,8% . Согласно болгарскому законодательству, чтобы референдум был признан состоявшимся, необходимо, чтобы явка была не ниже чем на последних парламентских выборах 2009 года — т.е. около 60% от общего числа избирателей. В случае же, если явка составит 20% и более, то в соответствии с законом, парламент Болгарии должен рассмотреть вопрос по АЭС в течение трёх месяцев.

Решение о проведении всенародного опроса было принято Народным собранием 24 октября 2012 года. Напомним, в конце марта 2012 года Болгария прекратила строительство АЭС «Белене» под предлогом ее нерентабельности. 

Генподрядчиком строительства этого объекта выступала российская компания «Атомстройэкспорт», которая в 2005 году выиграла официальный тендер. АЭС «Белене» должна стать второй атомной станцией в Болгарии. По плану на станции должны быть запущены два энергоблока суммарной мощностью 2000 МВт. В настоящее время в стране функционирует одна из крупнейших в восточной Европе АЭС «Козлодуй», построенная ещё в 1974 году при активном участии СССР. Однако в 2006 году 4 её блока были остановлены из-за вступления в ЕС. Учитывая, что в стране ощущается растущий дефицит электроэнергии, решение властей о сворачивании проекта многие в Болгарии расценили как политический демарш. Оппозиционная Болгарская социалистическая партия в июне прошлого года начала кампанию в поддержку референдума по вопросу возобновления строительства. Российская же сторона заявила, что потребует полностью компенсировать выполненные в рамках контракта работы (уже изготовлен корпус реактора для первого энергоблока). Речь идёт о сумме в 1 млрд евро.

Кстати, незадолго до референдума лидер Болгарской социалистической партии Сергей Станишев заявил, что правительство страны ввело в заблуждение население по поводу стоимости строительства АЭС "Белене". По словам Станишева Национальная энергетическая компания (НЭК) Болгарии, финский концерн Fortum и Росатом еще 30 ноября 2010 года подписали в Софии меморандум с фиксированной ценой двух блоков АЭС "Белене" на уровне 6,297 миллиарда евро. Ранее власти страны заявляли, что стоимость АЭС составит якобы не менее 10 миллиардов евро, сообщает РИА Новости.

Константин Симонов, директор Фонда национальной энергетической безопасности, комментируя для «Однако» ситуацию со строительством АЭС заявил, что речь уже идет не о продолжении сотрудничества, а о возврате болгарами долга за проделанную работу.

-- У нас с Болгарией вообще очень сложные отношения, и поэтому болгарское руководство часто придумывает какие-то, как им кажется, нетривиальные ходы в борьбе с российскими проектами.

Изначально, естественно, это был наш проект. Под него изготавливался реактор российского типа, то есть там никакой замены не будет. Только Россия была готова финансировать этот проект, и никаких других альтернатив там нет. Но я не думаю, что сейчас идёт речь о реализации этого проекта, вопрос в том, как получить с Болгарии деньги за уже выполненные работы. Одно дело, когда станция уже строится, и другое -- когда проект закрывается по непонятным мотивам болгарской стороны.

Профессор, доктор технических наук, член общественного совета «Росатома» Владимир Кузнецов также считает, что сотрудничество России и Болгарии, возможно, не возобновится:

-- Абсолютно не факт, что этим делом будет заниматься Россия. Вообще вся эта катавасия развернулась после того, как в Болгарию приехала Госсекретарь США Клинтон. Вполне возможно, что Клинтон проталкивает тот же американский «Вестингауз» для того, чтобы он занял место на рынке вместо РФ.
То, что в стране впервые принимается решение «строить атомную станцию или не строить» на уровне народного референдума – это сильно. В этом плане можно перед болгарами, что называется, снять шляпу. Я считаю, что нужно выносить решения о строительстве подобных объектов на такие референдумы.

Главный вопрос в том, нужен вообще этот объект России или нет? К сожалению, все строительства подобных объектов за рубежом, начиная от Белоруссии и заканчивая Турцией, несут опасности для российского бюджета. Мы раздаём под это кредиты, прекрасно зная, что нам зачастую никогда их не вернут.

Впрочем, деньги не всегда решают всё. Надо отметить, что Россия от отсутствия заказов на строительство АЭС явно не страдает. Этим летом глава госкорпорации «Росатом» Сергей Кириенко подводил промежуточные итоги деятельности этой организации:

— После Фукусимы целый ряд стран, взвесив все обстоятельства строительства и эксплуатации новых атомных станций, делают выбор в пользу российских технологий. Для нас очень важно, что после событий на Фукусиме у нас не только не уменьшился портфель заказов, но он увеличился в два раза.
Мы всерьез понимали, что после Фукусимы может случиться так, что нас ожидает год спада, и мы недосчитаемся не только увеличения контрактов, но и даже не сможем сохранить имеющуюся базу контрактов.

Могу сказать, что такого количества пусков объектов атомной энергетики не было с советского времени. Последний раз у нас такой уровень был, помнится, в 1984 году. В этом году у нас сдан энергетический пуск Бушера, состоялся пуск и сдача в эксплуатацию нашего совместного объекта с китайскими партнерами – быстрого исследовательского реактора в Китае, это газоцентрифужный завод в Китае, сооруженные по российским технологиям с участием российских специалистов, это 4-й блок Калининской атомной станции.

Автор: Ульяна Гортинская 

Источник: Однако, 28.01.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики