Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Газовый вопрос" повис в воздухе. С какими идеями В.Ющенко и Ю.Тимошенко едут в Москву

"Газовый вопрос" повис в воздухе. С какими идеями В.Ющенко и Ю.Тимошенко едут в Москву

Россия и Украина, по сути договорившись об уплате газовых долгов и новых схемах поставок, на деле зависли в шаге от подписания соглашений. Проще говоря, сказав "А", стороны так и не отваживаются сказать "Б". Как сообщили представители "Газпрома", украинская сторона пока взяла паузу. Особые надежды возлагаются на 20-22 февраля, когда в Москве будут находиться президент Украины Виктор Ющенко, который примет участие в неформальном саммите СНГ и премьер Юлия Тимошенко, которая встретится со своим российским коллегой Виктором Зубковым, чтобы обсудить вопросы поставок газа. Однако участники видеомоста Москва-Киев на тему: "Российско-украинские газовые соглашения. С посредниками или без?" оценивают шанс на достижение договоренностей весьма скептически. Причин этому много, и главная – нежелание сторон идти на уступки друг другу.

Впрочем, на деле всячески декларируется уважение суверенитета друг друга и неотъемлемых прав на диверсификацию. "Украина не может столь плотно зависеть от одного источника поставок газа", - отмечает советник премьер-министра Украины по энергетическим вопросам Александр Гудыма. Для этого Украина выдвигает разные идеи и предложения. В частности, так называемый White Stream – маршрут, недавно предложенный Ю.Тимошенко. Он предполагает, что Украина будет иметь самостоятельный доступ к среднеазиатским газовым месторождениям. Оттуда газ через Кавказ по дну Черного моря пойдет на Украину, а затем и в Европу. Участники мероприятия относятся к White Stream неоднозначно. "Как можно делать ставки на проект, под который нет ни денег, ни запасов в месторождениях", - недоумевает украинский политолог Андрей Ермолаев. Сама эта труба появится минимум через десять лет, как можно исходя из этого строить стратегии газовых отношений сегодняшнего дня?

Не стоит забывать, что этот антироссийский уже исходя из своего названия /параллель с "Голубым потоком"/ проект сомнителен с технической, экономической и энергетической точек зрения, вторит ему президент Центра политической конъюнктуры Константин Симонов. Запасы Средней Азии небезграничны и доподлинно никому не известны. Между тем, пока Украина убеждает Европу профинансировать новую трубу, Китай уже строит свой трубопровод в центральноазиатский регион. Поскольку китайские партнеры активно предлагают Киргизии и Узбекистану живые деньги /подчас, куда большие, чем платит Россия/, нет сомнения, что немалая часть добытого газа уйдет в Поднебесную. Европа уже начинает искать альтернативу в виде сжиженного газа из арабских стран – об этом можно судить по участившимся визитам в страны ЕС представителей нефтекомпаний Катара, Бахрейна и других государств региона. Что, Украина для обеспечения нужд своего нового трубопровода будет закупать сжиженный газ в арабских или, того лучше, латиноамериканских странах? Сомнительно, рассуждает К.Симонов. Поэтому было бы логично не пугать друг друга, а сообща рассудить, какой выход из создавшейся ситуации можно найти.

Один из наиболее приемлемых вариантов предлагает А.Ермолаев. Украина должна не искать альтернативу российскому газу, а смириться с монополией РФ, попытавшись при этом извлечь для себя максимальную пользу при минимуме рисков. В первую очередь нужно задуматься о том, как с большей выгодой получать газ. Можно, как предлагается, создать СП, посредством которого Украина вместе с Россией будет сама себе продавать газ. Подобное СП будет существовать только на бумаге – это очередной посредник, который ничего не решит. Гораздо лучше было бы создать консорциум с живыми, то есть, существующими не на бумаге активами. Россия, как экспортер энергоносителей, могла бы предложить нефть, а у Украины нет ничего, кроме трубы. Никто не говорит о продаже "трубы на Запад", но участвовать в консорциуме 50-ю процентами газотранспортной системы страна вполне могла бы. Это помогло бы обеим сторонам планировать совместную деятельность и эффективно развивать сотрудничество.

Конечно, предложения продать, сдать в аренду или в счет долга за газ трубу России раздаются уже давно – естественно, с российской стороны. И неизменно получают отпор со стороны украинской. "Москалям", покушающимся на "национальное достояние", Украина дает достойный отпор. Однако, судя по всему, никакого обоюдного согласия без какого бы то ни было решения по "трубе" не предвидится, так может быть задуматься о компромиссе на этот счет? "Россия должна четко прописать формулу цены на газ, Украина – поделиться трубой", - резюмирует К.Симонов.

У украинской стороны, разумеется, свой подход к решению вопроса. Как заявил А.Гудыма, решать его нужно с учетом того, что Россия и Украина – кто-то раньше, кто-то позже – окажутся во Всемирной торговой организации /ВТО/. А это означает, что торговые отношения мы уже будем строить с позиции партнеров по этой организации. "И мы будем, как члены ВТО, ставить перед Россией в том числе некоторые вопросы, связанные с транзитом, с доступом в российскую газотранспортную систему и к добыче газа", - подчеркнул А.Гудыма. Это предполагает рыночные цены как на транзит, так и на хранение газа. "Если Украина предоставляет России свою газотранспортную систему, мы хотим того же от России, в том случае, если Украина решит самостоятельно получать или производить газ в Азербайджане или Туркменистане. Мы должны возвратить себе право работать по прямым контрактам не только с Россией, но и со среднеазиатскими государствами", отметил он.

Кроме того, А.Гудыма предлагает России создать совместное предприятие "Карпатский поток" для строительства газопровода "Богородчаны-Ужгород", что будет способствовать увеличению мощности украинской ГТС. Этот газопровод планировался в рамках ООО "Международный консорциум по управлению и развитию газотранспортной системы Украины". Для его строительства еще в 2004 году была отведена земля, подписаны все документы, однако затем украинские власти инициировали подписание соглашений, исключающих реализацию проекта. Сейчас А.Гудыма призвал Россию вложиться в этот проект из соотношения "50х50". "Призываю вас этот шаг сделать", - сказал он, обращаясь к российской аудитории.

Понятно, что необходимость в компромиссе, что называется, назрела. И России без Украины, и Украине без России на газовом рынке Европы придется нелегко. И обеим выгодно решить свои проблемы, чтобы работать с западными потребителями, получая от этого дивиденды.

Деньги, кстати, Украине необходимы, прежде всего, для модернизации экономики. Сегодня она является в 2-3 раза более энергоемкой, чем европейская, и этот вопрос необходимо решать с помощью других энергоносителей /например, угля, запасов которого в стране хватит как минимум на 400 лет/ и гидроэлектростанций. Во-вторых, Ю.Тимошенко объявила о компенсации гражданам вкладов Сбербанка, и на это популистское мероприятие тоже необходимы средства, считает Е.Минченко. Поэтому в ходе предстоящих переговоров Украина будет давить на Россию с целью добиться для себя максимальных уступок. В качестве "аргумента за" может быть возврат к позабытой идее международного консорциума по строительству упомянутой ветки Богородчаны—Ужгород, которую украинские власти в свое время заклеймили, как "предательство нации". В качестве "страшилки" – угроза заблокировать вступление России в ВТО. Судя по высказываниям представителей украинской стороны, от идеи повысить ставки за транзит газа до 9 долл за тыс куб м решено отказаться. Ведь рост тарифов на прокачку неотделим от рыночной цены, которая, по словам Владимира Путина, составляет 314 долл за тыс куб м, если, конечно, Украина целиком перейдет на российский газ. Впрочем, А.Кинах отметил, что его страна понимает неизбежность полного перехода "на рынок", однако при этом ей необходим пятилетний адаптационный период. В настоящее время страна более чем на 70 проц зависит от поставок газа из России, и столь резкое удорожание болезненно отразится на ее бюджете.

Источник: Прайм-ТАСС, 19.02.2008


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики