Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефть становится прозрачной

Нефть становится прозрачной

Гриф секретности с данных об объемах полезных ископаемых в России надо снять и перейти на международные стандарты классификации, считает президент Владимир Путин. Такая скрытность уже давно не в моде в западных цивилизованных странах. А в России еще и бессмысленна: иностранцы и так имеют доступ к ней.

«Пора рассмотреть вопрос о снятии грифа «секретно» по балансу запасов», – заявил в среду президент Владимир Путин на заседании комиссии по вопросам ТЭК, передает РИА «Новости». По его словам, этот режим секретности является анахронизмом, поскольку в стране давно работают международные компании, проводится международный аудит.

Согласно статье 5, пункту 2 закона РФ № 5485-1 «О государственной тайне» от 21 июля 1993 года, государственную тайну составляют сведения об объемах запасов в недрах, добычи, производства и потребления стратегических видов полезных ископаемых РФ, в том числе о балансовых запасах нефти и растворенного в ней газа.

«В разных странах ситуация разная. Во многих странах Ближнего Востока, где добыча принадлежит одной госкомпании, данные по полезным ископаемым, как правило, не раскрываются. Но в цивилизованных западных странах и в США никакой секретности нет. И я убежден, что она бессмысленна и в России», – говорит газете ВЗГЛЯД гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

«Что касается старых месторождений, то они уже давно оценены и переоценены, данные о них секретом не являются. Какую-то секретность могут представлять только новые малоразведанные месторождения, но они сейчас без иностранцев практически не осваиваются», – отмечает Симонов.

По его словам, российские компании неохотно идут сами на доразведку месторождений, так как на это надо тратить большие деньги, поэтому они берут в партнеры иностранцев типа Exxon Mobil, чтобы они взяли на себя инвестиционную нагрузку. Кроме того, у российского Министерства энергетики консультантами являются американские консалтинговые компании.

«Иностранные компании являются либо партнерами, либо консультантами по новым месторождениям. Так от кого и что собираемся скрывать, если иностранцы допущены ко всей информации с грифом секретности?» – удивляется Симонов. Более того, указывает эксперт, благодаря открытости данных «у нас у самих появится ясность со своими запасами».

«Есть большие подозрения, что те цифры, которые называются Минприроды, могут оказаться не совсем достоверными. Потому что существует проблема «бумажных» запасов. И компании у нас сами пишут, какой объем запасов получили в ходе разведки, но что там на самом деле, никто не знает. Подозреваю, что значительная часть запасов может быть не подтверждена в реальности. И эту проблему надо решать путем повышения прозрачности», – считает собеседник газеты ВЗГЛЯД.

Основной массив нефтегазовых месторождений (более 1/5 неразведанных общемировых запасов) сосредоточен на российском Крайнем Севере. По экспертным оценкам, там может содержаться до 80% потенциальных углеводородов нашей страны. В сумме вся российская Арктика по ресурсам газа эквивалентна Западной Сибири (где расположены старые месторождения), а по нефти совсем немного уступает ей.

По данным Международной организации кредиторов (WOC), опубликованным весной 2012 года, запасы нефти в России находятся на уровне 60 млрд баррелей. Этой нефти РФ хватит на 21 год. Финансовая группа UBS оценивает нефтяные запасы России в 77 млрд баррелей, которых должно хватить также на 21 год.

Россия замыкает десятку основных стран по размеру нефтяных запасов. При этом находится на первом месте по запасам природного газа (47,5 трлн кубометров). Считается, что на Россию приходится 25–30% мировых запасов газа. Этого должно хватить ей почти на 80 лет.

Западные стандарты

Также в среду Путин заявил, что Россия должна разработать новую классификацию природных запасов по международным стандартам. «Нужно разработать новую классификацию запасов, приближенную к международной», – сказал глава государства. Кроме того, он потребовал проработать вопрос наделения Роснедр функцией по выполнению госэкспертизы.

Эксперты и эту идею Путина считают разумной и правильной. Как минимум станет проще сравнивать с запасами других стран. «Если бы мы перешли на мировые стандарты, например на SPE – международный стандарт оценки и управления запасами углеводородов в недрах, это бы позволило повышать капитализацию наших компаний. Капитализация обычно привязана к баррелям запасов. Поэтому многие российские компании сегодня вынуждены нанимать международных аудиторов, чтобы посчитать запасы по мировой классификации», – говорит Константин Симонов.

По стандарту SPE запасы делятся на три категории: добываемая нефть (P1), запасы вокруг работающей скважины (P1) и ресурсы нефти в локализованных ловушках, которую сложно добыть (P3). По сути, по этому стандарту оценивается не только вероятность наличия запасов углеводородов, но и экономическая эффективность их извлечения с учетом возможностей технологий, затрат на добычу (бурение, транспортировку и т. д.), с учетом налогов и актуальных цен на углеводороды и даже экологических норм.

Буквально в конце января Минприроды заявило, что уже разрабатывает документ, который определит новую методику классификации запасов нефти и газа. Новый способ учета будет адаптирован и к экономическим условиям, и к международным стандартам. Минприроды предлагает определять не геологические параметры месторождения, как сейчас, а извлекаемые запасы за период их рентабельной разработки. Многие нефтяные компании, в том числе «Газпром нефть», ЛУКОЙЛ и ТНК-BP, уже применяют новые методики на своих месторождениях.

Автор: Ольга Самофалова

Источник: Взгляд, 13.02.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики